Зам. госсекретаря США по публичной
дипломатии и связям с общественностью
Ричард Стенгел
Как заявил заместитель госсекретаря США по публичной дипломатии и связям с общественностью, для того, чтобы противостоять мощным пропагандистским машинам, которыми располагают Россия и Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ), Соединенным Штатам необходимо сделать свою «мягкую силу» более жесткой, проводя более активную информационную политику на международной арене.
Выступая на состоявшемся в Вашингтоне во вторник 16 сентября мероприятии, организованном в рамках Проекта американской безопасности, Ричард Стенгeл охарактеризовал активизацию информационной политики как «признак силы», подчеркнув, что Соединенные Штаты должны быть страной, умеющей слушать.
Он отметил, что благодаря последним изменениям в технологиях, в том числе все более широкому распространению социальных сетей, общественная дипломатия в XXI веке становится как никогда важной, поскольку то, что происходит в мире, можно назвать повторением истории. По выражению Стенгела, сегодня, от Украины до Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, на первом плане вновь оказались «кровь и границы».
В этот же день в Вашингтоне состоялось совещание Консультативной комиссии по вопросам публичной дипломатии, на котором обсуждались значение международного вещания и рекомендации относительно работы с зарубежной аудиторией.
«КОНКУРЕНЦИЯ» С РОССИЕЙ
Говоря о России и глобальном диалоге вокруг конфликта в Украине, Стенгел констатировал, что когда в феврале этого года он начал работать в своей новой должности в Госдепартаменте, он был «неприятно удивлен» тем, насколько мощна российская пропагандистская машина, причем не только в самой России, но и среди русскоязычного населения соседних стран.
Как подчеркнул дипломат, соревнование с российскими СМИ, которое, по его словам, «не должно становиться самоцелью», - это то, на чем Соединенным Штатам сегодня необходимо сосредоточить внимание. Это касается, в частности, «Голоса Америки», директор которого Дэвид Энсор был в числе тех, кто слушал выступление Стенгела.
Ричард Стенгел, до прихода в Госдепартамент семь лет проработавший управляющим редактором журнала Time, отметил, что сегодня администрация уделяет особое внимание тому, чтобы донести свою точку зрения до аудитории на русском языке, но не посредством радиовещания, которое он охарактеризовал как «старую модель». По его словам, вместо этого необходимо шире использовать социальные сети.
В последнее время российское руководство стало объектом критики за целый ряд введенных им ограничений в сфере интернета, призванных сузить возможности для выражения инакомыслия в Сети. Закрытие информационного интернет-пространства чревато «весьма неблагоприятными последствиями» для публичной дипломатии, причем это тенденция, против которой, как отметил Стенгел, он намерен бороться.
Кремль отвергает обвинения в цензуре и давлении на СМИ, однако онлайн-активисты и журналисты проявляют растущее беспокойство в связи с тем, что президент РФ Владимир Путин стремится ужесточить контроль над российским обществом в условиях жесткой идеологической конфронтации с Западом вокруг ситуации в Украине и будущего этой страны.
«ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ БОЯ»
Стенгел говорил и об усилении влияния группировки ИГИЛ, захватившей значительные территории в Ираке и Сирии. Он, в частности, отметил, что, помимо «зверских» расправ над американскими журналистами и другими актами насилия, эта группировка проявила «значительные способности» на поприще информационной войны.
Недавно в интервью «Голосу Америки» Стаффан Труве, аналитик из группы Recorded Future, наблюдающей за развитием социальных сетей, сказал, что нынешним летом более 60 тысяч пользователей Twitter положительно отзывались об экстремистах ИГИЛ.
Патрик Скиннер из компании Soufan Group, специализирующейся на информационно-аналитических услугах в области безопасности, констатирует, что ИГИЛ также искусно осуществляет вербовку новых членов по всему миру. По его словам, эта группировка знает, чем заинтересовать представителей определенных демографических групп в Европе, Соединенных Штатах и Южной Азии, не говоря уже об Ираке и Сирии.
Стенгел, только что вернувшийся из поездки по Ближнему Востоку, в ходе которой он сопровождал госсекретаря Джона Керри, отметил, что США вступили в борьбу с ИГИЛ, причем не только на «кинетическом поле боя», но также и на информационном. Вместе с тем он подчеркнул, что способность этой группировки вербовать новых бойцов в разных странах в значительной степени объясняется факторами, которые США не в силах контролировать, - такими, как конкретные социально-экономические проблемы в том или ином регионе.
Впервые опубликовано 16 сентября на веб-сайте «Голоса Америки».
Не забудьте также посмотреть наши публикации на
Фейсбук и в
Твиттере!