24 июня 2014 года
Постоянное представительство США при Организации Объединенных Наций
Нью-Йорк (штат Нью-Йорк)
24 июня 2014 г.
Выступление посла Саманты Пауэр, постоянного представителя США при Организации Объединенных Наций, на заседании Совета Безопасности ООН по Украине 24 июня 2014 г.
Благодарю вас, г-жа председатель. Мы вновь, в 17-й раз с минувшего февраля, собрались здесь, чтобы обсудить ситуацию в Украине. Мы снова тратим время на анализ попыток России дестабилизировать своего соседа и опровергнуть откровенную дезинформацию и выдумки о положении дел в Украине.
Риторика со стороны РФ неточна, носит подстрекательский и оправдательный характер. Не далее как 17 июня министр иностранных дел России Сергей Лавров обвинил украинскую армию в «этнических чистках». До этого в Госдуме РФ Украину обвинили в «массовом геноциде».
Мое правительство, Совет Безопасности и ООН чрезвычайно серьезно относятся к любым сообщениям об этнических чистках или геноциде. Но безосновательные заявления, подобные этим, радикализируют российских сепаратистов, что приводит к ухудшению этого ужасного кризиса и снижает уровень доверия к сообщениям российской стороны из региона.
Мы должны рассматривать эти сообщения вместе с фактами, такими как положение этнических татар в Крыму после предполагаемой аннексии полуострова. Места проживания лидеров крымских татар обыскивают в произвольном порядке, редакторов одной из главных газет общины запугивают. Те, кто принял участие в мирных протестах, были посажены в тюрьмы, других публично оскорбляют за то, что они говорят на родном языке. Крымчан вынуждают отказываться от украинского гражданства, а в случае неповиновения угрожают обращаться с ними как с иностранцами в родной стране.
Тем временем в регионах на юго-востоке страны мы видим, что Россия продолжает поддерживать кампанию насилия и сепаратистского террора.
Преступления, совершаемые этими группами, методично регистрируются миссией наблюдателей ООН. Они повторяют механизмы, которые были применены РФ во время незаконного вторжения в Крым - насильственный захват и оккупация госучреждений, нападения со смертельным исходом на украинских представителей правопорядка, выборочные аресты, пытки, избиения, похищения, убийства и другие нарушения со стороны российских бойцов и пророссийских сепаратистов.
Нам не нужно далеко ходить, чтобы увидеть свидетельства этой кампании. Свет на ситуацию проливают и три российских танка T-64, которые вдруг появились у сепаратистов в Восточной Украине, или ракетные установки BM-21, которые в последние три недели все чаще можно увидеть на востоке страны, и которые, как показывают фотографии, принадлежат 18 мотострелковой бригаде, дислоцированной в Чечне. Не стоит забывать о ракетах «земля-воздух», которые недавно были захвачены украинскими войсками после столкновения с сепаратистами. Согласно официальным бумагам, ракетные установки принадлежат российской воздушной базе в Краснодаре. Именно из этих установок были на прошлой неделе сбиты военные вертолеты украинской армии с 49 людьми на борту. Имеет смысл также упомянуть о переброске тысяч российских солдат и оружия на границу с Украиной, на ближайшем от нее расстоянии со времени захвата Крыма в феврале.
Россия лживо пыталась охарактеризовать события в Восточной Украине гуманитарным кризисом. Они представляли себя, как защитников прав уязвимых слоев населения, а российских военных, как агентство гуманитарной помощи, которое, однако, посылало солдат вместо докторов, бронетранспортеры вместо палаток, ракетные установки вместо продуктов питания.
Россия утверждает, что из Украины в РФ сбежали 100 тыс человек, Заместитель генерального секретаря ООН по гуманитарным вопросам Валери Амос проинформировал Совет Безопасности на прошлой неделе, что реальная цифра беженцев составляет 4 600 человек.
Я совершенно не пытаюсь минимизировать реальные последствия гуманитарного кризиса в Восточной Украине и в Крыму, которые затронули десятки тысяч внутренне перемещенных людей в пределах границ Украины. Однако мы должны быть объективными в своих заявлениях и четко указывать на то, что вызвало эти гуманитарные последствия, а именно - на военно-политическую поддержку, которую Россия продолжает оказывать вооруженным, агрессивно настроенным сепаратистам.
И все же, на удивление, даже в условиях сепаратистских атак и яростной пропаганды, украинское правительство и народ неоднократно засвидетельствовали словом и делом свою готовность работать в направлении мирного урегулирования.
Украинский народ избрал лидера - Петра Порошенко, который в ходе своей кампании выступал за построение демократической, единой и мирной Украины. После вступления в должность президент Порошенко упорно шел к достижению этой цели путем диалога и примирения - даже пред лицом провокаций и насилия. Он предложил, а затем и реализовал принцип одностороннего прекращения огня с тем, чтобы сепаратисты сложили оружие; он создал безопасный коридор для возвращения российских бойцов в свою страну; он предложил амнистию для поддерживаемых Россией сепаратистов, не совершивших тяжких преступлений. Мы приветствуем вчерашнее известие о встрече представителей украинского и российского правительств и сепаратистских групп, в заключение которой несколько сепаратистских лидеров объявили о своей готовности прекратить огонь. Президент Порошенко и его правительство предприняли шаги по децентрализации власти, повышению уровня прозрачности, борьбе с коррупцией и защите прав меньшинств. Он представил всеобъемлющие и справедливые условия мира. В итоге, он и украинский народ сделали все возможное для восстановления мира в соответствии с международным правом и нормами.
В последние несколько дней мы вновь наблюдали противоречивое поведение со стороны России. С одной стороны, президент Путин выразил свою поддержку предложению президента Порошенко о прекращении огня и заявил о своем намерении работать в направлении мирного урегулирования. Данный шаг заслуживает одобрения.
Тем не менее, с другой стороны, Россия недавно вернула значительное количество войск на границу и увеличила поток оружия и оборудования для сепаратистов, все большее число которых составляют российские граждане, не имеющие никакой связи с Восточной Украиной. Президент Путин также привел российские войска в состояние боевой готовности и дал старт новым, ранее необъявленным, военным учениям.
Мы приветствуем недавние заявления президента Путина. Однако трудно относиться серьезно к незначительной риторике примирения, когда она сопровождается действиями, явно направленными на разжигании напряженности. И еще сложнее воспринимать ее всерьез, учитывая послужной список России в неоднократном нарушении обязательств по установлению диалога и мира, как, например, произошло после Женевского соглашения в апреле и после уверений президента Путина в беседе с президентом Обамой в Нормандии ранее в этом месяце.
Мы приветствуем более примирительную риторику, к которой в последние дни перешел президент Путин, однако эти слова должны сопровождаться реальными переменами на местах. Доказательством этому могут послужить объективные отчеты, составленные международными мониторинговыми миссиями. Однако представители России и вооруженные сепаратисты, которых они поддерживают, чувствуют себя некомфортно в свете фактов или в присутствии наблюдателей. В это время восемь наблюдателей ОБСЕ были взяты в плен за то, что они занимались освидетельствованием и сбором фактов - занятием, представляющим опасность только для тех, кто искажает эти факты. Эти наблюдатели провели в плену сепаратистов в Донецке и Луганске без какого-либо обоснования почти месяц - месяц! За этими преступлениями должно последовать наказание.
Также в случае продолжения неоднократных нарушений Россией основополагающих принципов Устава ООН и в связи с невыполнением ею своих прежних обязательств, мы должны продолжать принимать соответствующие меры. Должны предполагаться последствия за совершенные преступления и злоупотребления вооруженных сепаратистов, которых поддерживает Россия. Ведь жертвы этих преступлений заслуживают справедливости, и, как мы уже убеждались, если Россия не почувствует давления, она по-прежнему будет выбирать путь, ведущий к эскалации этого кризиса.
Мы призвали Россию участвовать в политическом решении кризиса в Украине. Но если Москва не откажется от тактики, направленной на эскалацию, то должна будет заплатить дополнительную цену за такие действия. Благодарю вас.
Не забудьте также посмотреть наши публикации на
Фейсбук и в
Твиттере!