Государственный департамент США
Доклад Томаса Мелиа, заместителя помощника госсекретаря США по вопросам демократии, прав человека и труда
Письменный доклад, представленный на заседании Комиссии по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинкская Комиссия США)
Вашингтон (окр. Колумбия)
11 июня 2014 г.
Об отношениях между США и Азербайджаном в сфере демократии и прав человека
Уважаемый председатель, уважаемые члены комиссии! Спасибо за приглашение выступить перед вами сегодня на тему о демократии и правах человека в контексте американо-азербайджанских отношений в преддверии вашего визита в Баку в этом месяце для участия в ежегодном заседании Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Я и мои коллеги в Государственном департаменте высоко ценим преданность вас и других членов комиссии, а также ваших сотрудников, ОБСЕ и ее институтам, особенно незыблемым принципам Хельсинского Заключительного Акта и обязательствам ОБСЕ, составляющим «человеческое измерение». Мы также высоко ценим наши регулярные консультации с вами и вашими сотрудниками.
Я хотел бы начать со ссылки на ключевые принципы ОБСЕ, изложенные в «Московском документе» 1991 года и утвержденные в Декларации Саммита в Астане в 2010 году, где государства-члены ОБСЕ единогласно согласились о следующем: «вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, поскольку соблюдение этих прав и свобод составляет одну из основ международного порядка. Они категорически и окончательно заявляют, что обязательства, принятые ими в области человеческого измерения СБСЕ, являются вопросами, представляющими непосредственный и законный интерес для всех государств-участников и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства».
Эта концептуальная связь между уважением прав человека в рамках государств и прочной безопасностью между государствами отражается в наших многосторонних взаимодействиях и двусторонних отношениях всех государств-членов ОБСЕ, включая Азербайджан. Она создает основу для поддержки со стороны США всех усилий по развитию демократии во всем мире. В Азербайджане это составляет одну из трех одинаково важных основных целей, о которых недавно говорил заместитель помощника госсекретаря г-н Рубин.
Официальные лица на всех уровнях, как в Баку, так и в Вашингтоне, постоянно говорят как публично, так и частном порядке о важности уважения прав человека и основных свобод, верховенства закона и других основных составляющих демократии. Официальные лица США регулярно проводят встречи с представителями Азербайджана - от государственных чиновников до активистов гражданского общества и представителей оппозиционных политических партий.
В качестве первого заместителя помощника госсекретаря я посетил Азербайджан три раза и имел важные встречи с ведущими государственными чиновниками, включая президента Ильхама Алиева, а также с оппозиционными политическими лидерами, представителями гражданского общества и журналистами. В ходе этих миссий в Азербайджан и другие страны меня сопровождали высокопоставленные коллеги из Бюро по делам Европы и Азии Государственного департамента, USAID и Министерства юстиции. Это дало нам важную возможность выслушать представителей Азербайджана как на уровне правительства, так и на других уровнях, поделиться с ними нашими мыслями и продемонстрировать нашу заинтересованность во всех трех измерениях наших отношений. Поэтому я бы хотел снова вскоре посетить Азербайджан для продолжения наших переговоров.
США также предоставляют помощь в области развития демократии в Азербайджане с упором на поддержку гражданского общества, независимых медиа и верховенства закона. Наибольшая часть этой помощи оказывается нашими коллегами из USAID, а мы в Госдепартаменте тесно с ними сотрудничаем для обеспечения соответствия этих программ нашим общим политическим приоритетам. Мы также близко сотрудничаем в Вашингтоне и Баку с юридическими экспертами Министерства юстиции через Программу оказания помощи и подготовки кадров в области юриспруденции за рубежом. Наше межведомственное партнерство работает очень успешно.
Лишь две недели назад, 28 мая, Азербайджан отметил 96-ю годовщину со дня основания в 1918 году первой преимущественно мусульманской демократической республики в мире. Азербайджанская демократическая республика просуществовала лишь 23 месяца, когда ее захватила советская Красная армия и насильно присоединила к зарождающемуся Советскому Союзу, где она находилась в порабощении более семидесяти лет. С обретением независимости в 1991 году она начала процесс модернизации, а ее народ стал все больше интегрироваться в мировое сообщество.
Что касается построения демократических институтов и развития демократических норм, Азербайджан сделал некоторые положительные шаги. Например, он учредил шесть административных центров государственных услуг в Баку и регионах (которые называются «ASAN» - что означает «легко» на азербайджанском языке), цель которых - искоренить коррупцию государственных служащих на местном уровне. Правда, на более широком уровне мы наблюдаем растущее наступление на основные свободы, что увеличивает риск внутренней нестабильности, подрывает веру в верховенство закона и препятствует Азербайджану в реализации своего полного потенциала.
Уже пять лет назад сторонникам демократических реформ, особенно членам оппозиционных политических партий, было трудно участвовать в политической жизни страны, однако сохранялись возможности для деятельности НПО и независимых активистов. В дальнейшем обстановка значительно ухудшилась, начиная с 2009 года, когда были брошены за решетку молодые активисты-демократы Эмин Милли и Аднан Гаджизаде. Хотя в 2010 году они были освобождены, гонения на мирные выражения инакомыслия в 2011 году усилились: был арестован ряд молодых азербайджанских активистов, пытавшихся организовать в Баку мирные митинги за демократию. В ноябре 2012 года Милли Меджлис (парламент Азербайджана) принял законы, существенно увеличившие штрафы для участников и организаторов несанкционированных акций протеста. За этим последовали многочисленные аресты активистов движения за демократию - якобы за административные нарушения. С начала 2013 году пространство для мирного выражения инакомыслия резко сузилось, а попытки добиться фундаментальных свобод стали еще сложнее. Сроки тюремного заключения получил целый ряд сторонников мирного перехода к демократии, активистов гражданского общества и журналистов. В их числе - кандидат на пост президента, председатель движения за демократические реформы «РЕАЛ» Ильгар Мамедов, оппозиционный журналист и заместитель председателя «Мусавата» Тофиг Ягублу, члены демократических молодежных движений, блогер Абдул Абилов, теолог и активист Талех Багирзаде, редактор газеты «Хурал» Аваз Зейналов и председатель партнерской организации NDI по наблюдению за муниципальными выборами - Центра мониторинга выборов и изучения демократии (EMDS) - Анар Маммадли.
После марта 2013 года еще дважды принимались поправки к законодательству, ограничивающие финансирование и деятельность НПО. Официальные инстанции преследовали азербайджанские и международные НПО, в том числе ряд партнеров-консультантов USAID, причем против некоторых из них проводили следственные действия налоговая полиция и Министерство юстиции. Вскоре после отмеченных нарушениями президентских выборов в октябре 2013 года власти начали расследования по уголовным статьям против EMDS, получавшего помощь от USAID и из Европы, и еще одной НПО, занимавшейся мониторингом выборов, - Общественного объединения «Международное сотрудничество волонтеров» (ICV). Подобные действия привели к установлению все более враждебной обстановки для деятельности гражданского общества, особенно для активистов и организаций, выступающих за уважение прав человека, фундаментальные свободы и подотчетность правительства. В результате граждане оказались лишенными открытых каналов для выражения своей озабоченности. Давление на независимых адвокатов привело к тому, что они все менее охотно соглашались защищать обвиняемых в политически чувствительных делах.
Тревогу вызывают также ограничения права на выезд из страны отдельных активистов, что заставляет усомниться в приверженности правительства праву на свободу передвижения - одной из основ ОБСЕ. Так, например, правительство с 2006 года не допускает выезда за границу председателя оппозиционной Партии народного фронта Али Керимли, отказываясь продлить его заграничный паспорт. Сегодня Офис демократических институтов и прав человека ОБСЕ обсуждает в Берне важную роль защитников прав человека в странах-участниках ОБСЕ. К сожалению, на это мероприятие не смогла приехать одна из ведущих азербайджанских правозащитников Лейла Юнус, поскольку власти в апреле отобрали паспорт у нее, а заодно и у ее мужа. Конфискация последовала вслед за тем, как власти арестовали 19 апреля известного журналиста Рауфа Миркадырова, допрашивали Лейлу Юнус и ее мужа по поводу Миркадырова, после чего они подверглись грубому обращению со стороны полицейских. Все трое - решительные сторонники народной дипломатии, помогающей установлению добрых отношений между азербайджанцами и армянами и играющей важнейшую роль в мирном решении Нагорно-Карабахского конфликта. Мирное решение этого конфликта позволит открыть границы, укрепить безопасность и создать условия для расширения поездок, торговли и общения во всем регионе. Власти также мешают некоторым международным правозащитникам въезжать в Азербайджан и выезжать из него.
Это не те действия, которые США или широкие круги международного сообщества ожидают от партнера, страны-участницы ОБСЕ, являющейся в настоящее время председателем Комитета министров Совета Европы.
Когда президент Обама выступал на выпускной церемонии в Уэст-Пойнте, он сказал следующее: «Поддержка Америкой демократии и прав человека вызвана не только нашим идеализмом - это вопрос национальной безопасности. Демократии - наши ближайшие друзья и они намного реже воюют. Экономики, основанные на принципах свободного и открытого рынка, лучше развиваются и становятся хорошими рынками для наших товаров. Уважение к правам человека - противоядие от нестабильности и недовольства, подпитывающих насилие и терроризм».
Президент также добавил: «Во многих странах по всему миру - в том числе, к сожалению, в некоторых из партнеров Америки - подавляется гражданское общество».
Мы признаем, что Азербайджан находится в регионе с чрезвычайно сложной обстановкой и его правительство стремится к стабильности. Соединенные Штаты решительно поддерживают долгосрочную стабильность, безопасность и процветание Азербайджана. Укрепление демократических процессов и институтов, чтобы закрепить уважение к верховенству права и основным свободам, - наилучший способ гарантировать такое будущее. Такие действия будут способствовать долгосрочной внутренней стабильности, созданию наиболее привлекательной среды для экономических инвестиций, роста и позитивного имиджа Азербайджана, предоставляя всем гражданам свободу и пространство для реализации их потенциала в полной мере и тем самым приумножая вклад всего народа. Мы считаем, что в краткосрочной и долгосрочной перспективе это в интересах как народа, так и правительства Азербайджана. Посольство США в Баку и мы здесь, в Вашингтоне, активно поднимали эти вопросы и обсуждали вышеуказанные действия. Например, посол Морнингстар проделал отличную работу, пропагандируя публично и в частном порядке идею создания среды, благоприятной для существования активного гражданского общества и преодоления конкретных препятствий на пути к ее достижению.
Соединенные Штаты надеются на то, что Азербайджан, стремясь к более открытому обществу, поднимется на более высокий уровень стабильности и процветания и станет ускоренными темпами реализовывать свой потенциал. Поэтому мы будем продолжать поддерживать усилия Азербайджана по продвижению демократического потенциала страны, который, в частности, выражается в уважении к верховенству права, правам человека, и основным свободам. Мы продолжим призывать Азербайджан к выполнению своих обязательств в рамках ОБСЕ и других международных обязательств в области прав человека. Мы также предлагаем Азербайджану воспользоваться своим председательством в Совете Европы, чтобы предпринять конкретные шаги по важным вопросам, касающимся демократии и прав человека. В результате положительных изменений, за которые мы выступаем, выиграет как народ, так и правительство Азербайджана. Такие изменения также упростят нашу задачу в сфере расширения и углубления наших двусторонних отношений, так как самые прочные отношения мы строим с демократическими государствами, которые уважают полный спектр прав человека всех своих граждан.
Как сказал президент Обама в своем недавнем заявлении по случаю Национального дня Азербайджана, и как я отмечал в начале доклада, мы призываем Азербайджан вновь занять ведущую позицию в области прав человека и основных свобод, которую его народ и правительство продемонстрировали 96 лет назад.
Г-н председатель, вновь выражаю вам благодарность за возможность обсудить вопросы, касающиеся тенденций в сфере демократии и прав человека в Азербайджане и нашего двустороннего партнерства в целом.
Не забудьте также посмотреть наши публикации на
Фейсбук и в
Твиттере!