Фото из архива Госдепартамента США:
Заявление о новом Договоре о СНВ
Михаил Гусман: Г-жа госсекретарь, во-первых, позвольте поблагодарить вас за сегодняшнюю встречу. Цель нашей программы - ознакомить российскую аудиторию с ключевыми институтами власти в США.
Госсекретарь Клинтон: Хорошо.
Михаил Гусман: Насколько, на ваш взгляд, важно стремиться к взаимопониманию с нами?
Госсекретарь Клинтон: По-моему, очень важно. Отношения между американцами и россиянами очень многообразны - исторические, культурные, семейные. Касающиеся всех областей жизни. Думаю, между россиянами и американцами много общего. И мы работаем над тем, чтобы по-настоящему углубить эти отношения в 21-м веке. Конечно, наши правительства сотрудничают. Думаю, наша так называемая “перезагрузка” - явление весьма позитивное. Отношения между официальными лицами наших правительств реально развиваются. Но лучший фундамент - это отношения между народами наших двух стран. И поэтому я считаю жизненно важным то, чем мы с вами сегодня занимаемся. Надо больше говорить друг с другом, лучше понимать друг друга.
Михаил Гусман: Вы - координатор президентской комиссии Медведева-Обамы с американской стороны.. Достаточно ли она эффективна, на ваш взгляд? Что можно улучшить в ее работе?
Госсекретарь Клинтон: Думаю, комиссия, созданная нашими двумя президентами, очень важна. Она обеспечила организационную основу, механизм для наших правительств, для наших граждан, чтобы находить пути к сотрудничеству. Вот давайте посмотрим, чем мы занимаемся. Это и те же СМИ, где вы - один из лидеров...
Михаил Гусман: Да, мне это близко.
Госсекретарь Клинтон: …да, вы один из лидеров в этой области. Это и энергоэффективность и обновляемые источники энергии. Это и ядерная безопасность: как нам защищать АЭС, особенно после того, что произошло в Японии. Это и спортивные обмены: помните, группа юных российских баскетболистов на площадке Белого дома играла с президентом Обамой.
Михаил Гусман: Не помню, кто выиграл. (Смех.)
Госсекретарь Клинтон: Так что, я думаю, наша работа - это налаживание таких вот связей.
Михаил Гусман: Да.
Госсекретарь Клинтон: В международной политике странам приходится упорно работать, чтобы находить пути взаимодействия. А нам это удается. По Новому договору о СНВ. По ядерной угрозе Ирана. По Афганистану. По противодействию распространению наркотиков. По борьбе с терроризмом. У нас очень важные и растущие сферы взаимодействия наших правительств. А комиссия сверх того добавляет культурные, творческие обмены. У нас вот целый год будет проходить программа культурных обменов с Россией - “Американские сезоны”. Там все, от балета до джаза и хип-хопа. Так что в целом, по-моему, комиссия, которую мы с министром Лавровым возглавляем по поручению наших президентов, далеко продвинулась в своей работе.
Михаил Гусман: Вы со своим коллегой министром Лавровым нажали кнопку перезагрузки российско-американских отношений.
Госсекретарь Клинтон: (Смех.) Да.
Михаил Гусман: А каким должен быть следующий шаг? Будущий этап?
Госсекретарь Клинтон: Думаю, это как раз то, о чем мы говорим. Перезагрузка была политическим решением, принятым руководством обеих стран во главе с президентами. Теперь надо переходить к очень глубоким, растущим взаимоотношениям. Перезагрузкой мы как бы завели мотор машины. Теперь вместе едем. И хотим в предстоящие годы вот так, вместе, проехать много миль. Я действительно верю, что у США и России есть благоприятная возможность сейчас, в нашем сложном мире, демонстрировать лидерство в таких формах, которые для моего отца или деда были бы просто невообразимы. А следующий шаг - продолжать укреплять доверие, взаимопонимание, уверенность друг в друге на всех уровнях.
Михаил Гусман: Мы все ждем следующего саммита наших президентов - возможно, в рамках очередного визита президента Обамы в Россию. Что бы вы рекомендовали включить в повестку дня этого саммита?
Госсекретарь Клинтон: Думаю, уже состоявшиеся саммиты - и в США, и в России - были очень важны. Потому что дело ведь не только в официальных встречах.
Михаил Гусман: Согласен.
Госсекретарь Клинтон: Возникают благоприятные возможности (для общения) и в более неформальной обстановке. Общие застолья, встречи между супругами, узнавание человеческих качеств друг друга. И в добавление ко всему этому оба президента стараются устанавливать более широкие общественные контакты. Мне было очень приятно, когда президент Медведев в ходе визита поехал в Кремниевую долину. А теперь в Кремниевой долине имеется российский инновационный центр, а две американские компании работают в России над созданием инновационного центра наподобие этой долины. Так что наши президенты подчеркивают важность и межправительственных отношений, и отношений между предпринимателями, и вовлечения гражданского общества. Потому что в конечном счете сила любой страны опирается на силу ее народа.
Михаил Гусман: Мы беседуем в преддверии вашей встречи с министром Лавровым.
Госсекретарь Клинтон: Да.
Михаил Гусман: Чего вы ждете от этой встречи? Действительно ли будут обсуждаться вопросы виз, вопросы усыновления детей и тому подобное?
Госсекретарь Клинтон: Да мы с ним вообще все обсуждаем. У нас одна из проблем при встречах с Сергеем в том, что нам не хватает времени. Так что мы запланировали очень долгий разговор, когда он на этот раз приедет в Вашингтон. У нас много сфер, требующих обсуждения. Он, естественно, приедет со своим списком. У меня будет свой собственный. По поводу того, что между нами надо уладить, или где надо углубить совместную работу. Например, я уверена, что мы сравним свои наблюдения по поводу иранской ядерной программы.
Михаил Гусман: Да.
Госсекретарь Клинтон: Это же у самых ваших границ.
Михаил Гусман: Верно.
Госсекретарь Клинтон: Прямая угроза для нас обоих. Посмотрим, удастся ли нам добиться прогресса по противоракетной обороне…
Михаил Гусман: Да.
Госсекретарь Клинтон: …для защиты Европы и России от ракет, откуда бы те ни летели. Нас особенно беспокоит Иран, но можно смотреть и на Северную Корею, и на другие “горячие точки”. И, да, мы будем обсуждать вопросы о визах, об усыновлениях. Это повседневная дипломатическая работа.
Михаил Гусман: Когда президент Обама пригласил вас на пост госсекретаря, многих это удивило. Но вот теперь все согласны…
Госсекретарь Клинтон: (Смех.) В том числе и меня саму.
Михаил Гусман: Да. (Смех.) Но вот теперь все согласны, что выбор был отличный.
Госсекретарь Клинтон: Ну, спасибо.
Михаил Гусман: Я знаю, что после нашего интервью вы едете в Белый дом. Как часто вы общаетесь с президентом, насколько важно личное взаимопонимание между президентом и госсекретарем?
Госсекретарь Клинтон: Думаю, это очень важно. Самое важное - доверие. Доверие к суждениям, оценкам со стороны президента и госсекретаря. Чтобы можно было вести непрерывный диалог по всем тем многочисленным вопросам, которыми мы вместе занимаемся. Мы с президентом видимся очень часто - наедине, на встречах в узком составе, в широком. У нас идет интенсивный и непрерывный процесс консультаций. Я и сама удивилась, когда президент предложил мне поработать в должности госсекретаря. Но для меня это большая честь. И я думаю, что все мы - и Россия, и США, и вообще все крупные страны мира - обдумываем сейчас новые глобальные вызовы. И мы с президентом Обамой много размышляем о том, как нам попытаться структурировать мир в расчете на ожидающее нас будущее. Именно поэтому мы считаем партнерство с Россией столь важным. Президент глубоко в этом убежден, и я тоже.
Михаил Гусман: Мы встречаемся в здании, носящем имя Гарри Трумэна.
Госсекретарь Клинтон: Да.
Михаил Гусман: Насколько мне известно, строилось оно изначально под Министерство обороны.
Госсекретарь Клинтон: Да.
Михаил Гусман: А как вы считаете, что на сегодняшний день лучше определяет американскую мощь - военная сила или все-таки дипломатия?
Госсекретарь Клинтон: И то, и другое. Так всегда бывает. Каждая страна должна быть в состоянии себя защищать. А у Соединенных Штатов много интересов и забот по всему миру, за которыми нужно присматривать. Но в сегодняшнем мире особенно важно, чтобы дипломатия, “протянутая рука”, новые средства массовых коммуникаций (а мы их видели в деле во время “арабской весны”)…
Михаил Гусман: Да, верно.
Госсекретарь Клинтон: …чтобы все это входило, как мы выражаемся, в “инструментарий” нашей страны. Для контактов опять же не только с правительствами, но и с народами.
Михаил Гусман: В своих путешествиях по миру вы бьете рекорды. (Смех.) Я проверял, вы ездите больше, чем прежние госсекретари. И при этом вы в прекрасной форме. Раскройте секрет - только для нашей аудитории. Мы тайны хранить умеем.
Госсекретарь Клинтон: Ну, если только вы никому не скажете.
Михаил Гусман: Нет, нет, нет, нет.
Госсекретарь Клинтон: Знаете, мне в этом отношении повезло. Надо, как говорится, постучать по дереву.
Михаил Гусман: Да.
Госсекретарь Клинтон: На здоровье и запас бодрости не жалуюсь. Но, конечно, когда столько приходится летать, как мне... Мало, конечно, кто столько же летает. Хотя вообще…
Михаил Гусман: Не сомневаюсь. Да.
Госсекретарь Клинтон: …в сегодняшнем мире много путешествуют. По сути, тут простые основополагающие вещи, ничего сложного. Спать надо стараться вдосталь, что нелегко при нашем расписании. Питаться стараться правильно. Это тоже непросто: когда путешествуешь, часто угощают очень соблазнительными вещами. Стараться давать себе физическую нагрузку. Хотя бы просто в виде прогулки где-нибудь на солнышке. Чтобы ощутить приток новых сил.
Но должна вам признаться: в целом это очень непросто - столько ездить, как я. Мы обсуждали это с некоторыми коллегами, с министром Лавровым. Казалось бы, в сегодняшнем компьютеризованном мире можно просто нажать кнопку и любоваться друг другом на экране. Но нет - мне кажется, в сегодняшнем мире люди стали еще больше ценить именно личный контакт. И я с уважением к этому отношусь.
Михаил Гусман: Это хорошо. Последний вопрос, и очень для меня важный. Я с одним близким другом поспорил насчет будущего наших отношений с Америкой. Я ставлю на то, что в 2012 году госпожа Хиллари Клинтон станет вице-президентом. А в 2016 г. - первой женщиной-президентом США. (Смех.) Я проиграю?
Госсекретарь Клинтон: Боюсь, что можете проиграть. Надеюсь, не очень много поставили на кон. (Смех.)
Михаил Гусман: И все же я остаюсь при своем мнении.
Госсекретарь Клинтон: Господин Гусман, вы слишком добры. Как мы вспоминали, мы ведь с вами познакомились, когда оба были еще гораздо моложе…
Михаил Гусман: Но выглядите-то вы все лучше. Так что совершенно очевидно, что можете мне помочь выиграть пари. (Смех.)
Госсекретарь Клинтон: Вы слишком добры. И теперь мне понятно, почему вы столько лет так успешно работаете. Но я уже сказала президенту, что для меня большая честь служить стране. Я уже почти 20 лет нахожусь на высших уровнях американской политической жизни, а теперь дипломатии. И мне кажется, что, наверное, пора слегка сменить направление движения.
Михаил Гусман: Ну что ж. Это ваш выбор.
Госсекретарь Клинтон: Поживем - увидим. (Смех.)
Михаил Гусман: Большое вам спасибо, г-жа Клинтон.
Госсекретарь Клинтон: И вам большое спасибо.
Михаил Гусман: Огромное вам спасибо.
Госсекретарь Клинтон: Очень рада была побеседовать с вами.
Михаил Гусман: Благодарю вас.