Первозданное озеро отражает покрытые снегом горы в национальном парке
«Гранд-Тетон» в шт. Вайоминг
Национальные парки - это не просто достопримечательности, памятники и территории, не просто горы, лесные массивы, озера и геологические диковинки. Они представляют часть американского духовного богатства.
Эдвин Бернбаум - кандидат наук, директор программы “Священные горы” в Горном институте и автор книги “Священные горы мира”. Данная статья - отрывок из книги “Лучшая из идей Америки - путешествие в фотографиях по нашим национальным паркам”, соавтором которой был Бернбаумом.
Необычные пейзажи и особенности природы, охраняемой в национальных парках, способны пробуждать исключительное по силе ощущение чуда. Полупрозрачный абрис горы в тумане, плавное скольжение орла в полете, яркие косые лучи солнца, пронзающие глубины весеннего леса - эти явления природной красы способны необъяснимо трогать людей. Национальные парки переносят посетителей далеко за пределы обычного существования, в обители тайны и великолепия, повергающие в трепет и управляемые неподконтрольными нам силами. Посещая парки, многие из нас надеются оставить позади поверхностную суету будней и стать сопричастными более глубинным, непреходящим ценностям. Эти убежища нетронутой природы - и впрямь места духовного очищения, где мы возвращаемся к источнику своего существования и заново ощущаем изначальную свежесть.
Помимо своей научной ценности в качестве хранилищ геологического и биологического разнообразия и источника знаний, национальные парки имеют глубокое духовное и культурное значение для американского народа. Идея природы как источника вдохновения и обновления сыграла ключевую роль в создании Службы национальных парков в 1916 г. Так например, главным мотивом трудов одного из первых сторонников охраны природы Джона Мьюра в Национальном парке “Йосемити” в Калифорнии стало сохранение долины Йосемити как “куда более изысканного храма, чем любой из созданных руками человека”. В ходе исследования, проведенного Ассоциацией охраны национальных парков (АОНП) обнаружилось, что важнейшим мотивом, побуждающим общественность к поддержке национальных парков, является тот факт, что они “являются для нас красивейшими, наиболее величественными и вызывающими восхищение местами на Земле”.
Красота и величие национальных парков вдохновили крупнейшие произведения живописи, фотоискусства, литературы и музыки. В конце XIX века драматические полотна Томаса Морана с изображением национального парка “Йеллоустоун” в шт. Вайоминг и работы Альберта Бирштада, запечатлевшие долину Йосемити, способствовали привлечению народа в эти выдающиеся места. Образы вековых деревьев и монументальных горных массивов на фотографиях Анселя Адамса пробуждали чувство вневременной красоты, сохранившейся в национальных парках. Композитор Ферд Грофе был настолько ошеломлен посещением Большого Каньона в Аризоне, что полагал себя неспособным выразить свои чувства в словах и сумел передать свои впечатления лишь в музыке, создав свою самую известную работу - “Cюиту Большого Каньона”.
Роль национальных парков - служить культурными символами национального наследия и самоидентичности. Для многих они хранят первозданную суть и изначальный дух Соединенных Штатов. Родители берут своих детей в поездки в национальные парки как в некое мирское паломничество, чтобы ознакомиться с национальными достопримечательностями, олицетворяющими ценности, идеалы и национальные истоки нашей страны. Второй побуждающий фактор, согласно исследованию АОНП, формулируется так: “Наши национальные парки - наследие, которое мы оставляем нашим детям”.
Такие символы как “Йеллоустоун”, “Йосемити” и “Большой Каньон” представляют страну в целом, в то время как ледниковые вершины вашингтонской горы Рэйнир стали выразительным символом тихоокеанского Северо-Запада. Главная привлекательность “Грэйт-Смоки Маунтинс”, наиболее посещаемого национального парка, заключается в его ассоциации с культурами Аппалачских гор и индейцев чероки.
Национальные парки олицетворяют важные американские ценности и устремления. Высокие вершины и глубокие каньоны таких парков, как аляскинский “Денали” и “Большой Каньон”, воплощают в себе торжественность и величие Соединенных Штатов, превозносимые в своеобразном национальном гимне “Прекрасная Америка”. Обширные пейзажи и нетронутые места, охраняемые системой национальных парков, служат напоминанием о стремлении к свободе и независимости, составляющим стержень американской культуры и истории. Высокие горы и нехоженые края в таких парках, как “Гранд-Тетон” (штат Вайоминг), Северный Каскад (Вашингтон) и “Врангель - Сент-Илиас” (Аляска), предоставляют возможности для испытаний, которые формируют характер и американскую страсть к преодолению. Многие приезжают в девственные леса и потаенные уголки Редвуда (Калифорния), Скалистых гор (Колорадо) и других национальных парков как в природные соборы, в поисках внутреннего мира и созерцания, а также с целью заново обрести понимание своего места в мире и смысла жизни.
Американские индейцы вместе с другими коренными культурами Гавайских островов, Аляски и Самоа отождествляют свои глубочайшие духовные ценности со священными местами, верой, ритуалами и традициями, связанными с землями, которые сегодня стали частью национальных парков. Хопи и другие племена Колорадского плато отправляются в паломничество в Национальный парк “Меса Верде” для осуществления ритуалов в горных жилищах анасази, своих таинственных предков. Чероки рассматривают “Грэйт Смоки Маунтинс” в Северной Каролине и Теннесси как земли своих предков и считают круглые холмы, такие как “купол” Клингмана, местами для убежища и восстановления сил, а также истоками несущих жизнь рек. Коренные гавайцы почитают лаву и растительность вулкана Килауэа в Гавайском вулканическом национальном парке как священную обитель и тело Пилы, богини вулканов, которая несет жизнь и плодородие посредством своей огненной энергии. Черноногие, лакота и другие равнинные американские индейцы устраивают солнечные танцы и отправляются на поиски видений на церемониальные объекты на территории таких национальных парков как “Глэсиер” (Монтана) и “Бэдлэндс” (Южная Дакота). Служба национальных парков переименовала национальный парк на Аляске “Гора Мак-Кинли” в национальный парк-заповедник “Денали” в знак уважения к традиционному названию самой высокой точки в Северной Америке на языке коекон (“денали” означает “высокий”). Национальный парк американских Самоа помогает беречь обычаи, веру и традиции Самоа, “священной земли” самоанского народа.
И, наконец, национальные парки имеют особую ценность и привлекательность для народов всех культур как в Соединенных Штатах, так и по всему миру. Американцы японского происхождения, проживающие на тихоокеанском Северо-Западе, к примеру, рассматривают гору Рэйнир как “Фудзияму Такомы”, ассоциируя эту гору со священным вулканом, который служит символом их родной Японии. Афроамериканцы особенно гордятся “Солдатами Буффало” - афроамериканским персоналом армии США, помогавшим охранять “Йосемити”, “Секвойи” и другие национальные парки в ранний период их существования. Люди приезжают со всего мира, чтобы посетить национальные парки США и набраться опыта для создания таких же заповедников в своих странах. Одна из лучших идей Америки стала образцом для защиты необыкновенных мест на Земле и крупным вкладом в мировую культуру
Не забудьте также посмотреть наши публикации на
Фейсбук и в
Твиттере!