На фото: адмирал ВМС США Джеймс Ставридис, командующий войсками НАТО и США в Европе.
Впервые опубликовано 25 марта на веб-сайте Министерства обороны США.
Вашингтон. Верховный главнокомандующий ОВС НАТО и Европейского командования вооруженных сил США указал 25 марта на укрепление сотрудничества между НАТО и Россией в нескольких ключевых областях и отметил, насколько важно преодолевать препятствия в «сложном партнерстве».
В своем блоге адмирал ВМС Джеймс Ставридис описывает согласованные усилия обеих сторон, предпринятые после саммита НАТО 2010 года в Лиссабоне (Португалия), где 28 глав государств и правительств альянса согласились с необходимостью развивать «подлинное стратегическое партнерство» между НАТО и Россией и отметили в стратегической концепции, что они рассчитывают на взаимность со стороны России.
Ставридис выделяет несколько областей, в которых укрепление сотрудничества начало приносить результаты. Среди них - борьба с пиратством, поддержка руководимых НАТО Международных сил содействия безопасности в Афганистане, военные обмены и учения, борьба с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков.
«В целом у нас налажено сотрудничество, а в определенной степени даже партнерство в ряде важных областей, - отметил он. - С другой стороны, в отношениях, несомненно, существуют проблемы».
Ставридис упомянул о возражениях со стороны России против Европейского поэтапного адаптивного подхода к противоракетной обороне. «Россия полагает, что система противоракетной обороны НАТО представляет угрозу для ее стратегических межконтинентальных баллистических ракет, - заявил он. - Мы категорически не согласны и считаем, что эта система совершенно очевидно предназначена для защиты населения от угроз со стороны Ирана, Сирии и других располагающих баллистическими ракетами стран, угрожающих европейскому континенту».
Как отметил Ставридис, между НАТО и Россией также существуют разногласия относительно российских сил, дислоцированных в Грузии, и роли НАТО в Ливии.
«Мы утверждаем, что мы действовали в рамках мандата Совета Безопасности ООН, вводя бесполетную зону, устанавливая эмбарго на поставки оружия и защищая население Ливии от нападения», - заявил он, назвав действия НАТО «полностью соответствующими мандату [ООН] и нормам международного права».
«Россия считает иначе, - продолжал Ставридис, - и всякий раз, когда я обсуждаю это с российскими переговорщиками, мы находим мало возможностей для согласия. Этим же, судя по всему, также обусловлены разногласия в оценках опасной ситуации в Сирии».
Ставридис отметил, что постоянный представитель России при НАТО Александр Грушко выразил опасения, что эти разногласия, а также приближение военной инфраструктуры НАТО к границам России, угрожают прогрессу, достигнутому в их отношениях.
«Несмотря на разногласия по ряду конкретных вопросов, мы по-прежнему убеждены в том, что безопасность НАТО и России взаимосвязана», - заявил Ставридис, цитируя стратегическую концепцию НАТО, принятую в Лиссабоне. «Сильное и конструктивное партнерство, основанное на взаимном доверии, транспарентности и предсказуемости, может наилучшим образом послужить нашей безопасности», - гласит она.
Ставридис отметил области, в которых укрепление отношений между НАТО и Россией приносит плоды:
- · Борьба с пиратством. За прошедший год благодаря частично скоординированным усилиям кораблей НАТО и России число нападений пиратов сократилось на 70%, а количество кораблей и моряков, взятых в заложники, резко снизилось в результате операции, которую адмирал назвал «очень эффективной».
- · Поддержка Афганистана. Россия передавала стрелковое оружие и боеприпасы афганским силам безопасности, продавала вертолеты Ми-17 и проводила подготовку персонала военно-воздушных сил Афганистана по техническому обслуживанию. Кроме того, Россия оказывает материально-техническую поддержку, включая заключение соглашения о транзите, которое помогает поддерживать руководимые НАТО Международные силы содействия безопасности и усилия по передислокации.
- · Военные обмены и учения. Российские военнослужащие чаще взаимодействуют в этой области с Соединенными Штатами и НАТО. Указанные обмены, включая заходы в порты России, хорошо принимаются военнослужащими обеих сторон, отметил Ставридис.
- · Арктическое сотрудничество. Россия сотрудничает с другими членами Арктического Совета, в том числе с Соединенными Штатами, Норвегией, Данией, Канадой и Исландией, в целях сохранения Арктики в качестве зоны сотрудничества.
- · Борьба с терроризмом. В преддверии зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи (Россия) НАТО предлагает помощь и обмен информацией через различные каналы, сообщил Ставридис.
- · Борьба с незаконным оборотом наркотиков. НАТО и Россия совместными усилиями пытаются пресечь поток героина из Афганистана, что имеет первостепенное значение для России.
Выразив надежду на дальнейшее развитие сотрудничества между НАТО и Россией, Ставридис указал на необходимость работы в тех областях, где существует напряженность и разногласия.
«Никто не хочет возврата к холодной войне, поэтому лучшим курсом на будущее является открытый диалог, откровенное обсуждение разногласий и, я надеюсь, стремление создать “подлинное стратегическое партнерство”, предусмотренное стратегической концепцией НАТО, - сказал он. - Несомненно, нам есть над чем работать».