Выставка живописи посвящена искусству персов и Великих Моголов

Aug 10, 2012 08:11





“Школьная сцена” Мир-Саида Али
(Иран, Тебриз, ок. 1540), показывает
богатство персидской эстетики

На открывшейся в Галерее Артура М. Сэклера выставке персидской и могольской живописи под названием “Миры внутри миров: имперская живопись из Индии и Ирана” представлены работы из музеев азиатского искусства Фрира и Сэклера в составе Смитсоновского института. Выставка рассказывает о том, как правители эпохи Великих Моголов в Индии черпали вдохновение из их персидского наследия и культуры, воплощая его в неповторимый художественный стиль.

Соединенные друг с другом галереи Фрира и Сэклера в Вашингтоне вместе обладают одной из самых важных в мире коллекций могольских и персидских фолиантов и картин. Представленные на этой выставке 50 прекраснейших работ позволяют проследить эволюцию живописи от эпохи тимуридов в Персии через эстетически богатое правление могольских императоров Акбара, Джахангира и Шах-Джахана. Работы охватывают несколько сотен лет, с 15-го по 18-й век.

“Мы можем показать, как Великие Моголы доказывали, что они происходят от тимуридов”, - говорит куратор выставки Дебра Даймонд, называя тимуридов “апогеем исламского мира” того времени. Моголы, объясняет она, “постоянно ссылаются на тимуридов в этих рукописях как визуально, так и семантически”.

“Моголы создавали искусство, которое было совершенно революционным, полностью индийским, связанным не только с персидскими культурными архетипами, но и в значительной степени с более широким миром, включая Европу”.

Массуме Фархад, главный куратор и куратор исламского искусства музеев Фрира и Сэклера, описывает персидское и могольское искусство как “две невероятно богатые традиции”. Моголы брали темы и идеи, которые были им интересны, и превращали их в собственные традиции, говорит она.

Выставка начинается со стилизованных, сложных произведений персидской живописи. Самое раннее - “Саади и юноша из Кашгара” (1486), приписываемое Бехзаду, из копии книги Саади “Гулистан (Розовый сад)” - демонстрирует персидскую технику живописи и традиции в интерпретации могольских художников. В то время как на персидских примерах люди изображены идеализированно, работы могольских художников при дворах Акбара, Джахангира и Шах-Джахана демонстрируют все большее стремление к портретному искусству. На одном из портретов императора Великих Моголов Джахангира изображен мужчина с двойным подбородком, большим животом и кислым выражением лица.

Для создания картины Абуль Хасана “Император Джахангир обнимает шаха Персии Аббаса” (ок. 1618) император даже отправил художника в Персию, чтобы тот мог написать шаха Аббаса с натуры. Двое правителей были союзниками, но никогда не встречались.



Картина Абуль Хасана “Император
Джахангир обнимает шаха Персии
Аббаса” (Индия, династия Великих
Моголов, ок. 1618)

Могольские художники отошли от плоского изображения пространства в персидской живописи и стали показывать глубину перспективы. “Воздушная перспектива была взята из европейской живописи”, - объясняет Даймонд.

Своей эклектичностью искусство моголов обязано Акбару Великому, отцу Джахангира. Интересовавшийся всеми культурами и религиями, он приглашал художников и мыслителей из-за рубежа, в том числе из Европы, чтобы удовлетворить свое любопытство. Он также был поборником всеобщей толерантности.

Это многообразие представлено в могольских картинах, среди которых множество портретов людей различных рас и культур. Великие Моголы сами произошли от Тимура и Чингисхана.

Иезуитские священники пришли во двор Акбара с Библиями и христианским искусством, примеры которого были скопированы могольскими художниками, желавшими изучить новые технические приемы, примером чему является изображение моголами “Апофеоза Пресвятой Богородицы”.

Большинство картин в экспозиции взяты из рукописей. Они предназначены для “интимного, личного восприятия, - рассказывает Фархад. - Это совсем не так, как если бы вы подошли к картине и тут же отошли обратно”, говорит она. Картины требуют тщательного рассматривания. Под увеличительным стеклом можно различить мельчайшие детали, прорисованные художниками.

Кроме картин, тонко изукрашенных по краям, выставка включает образцы каллиграфии из “Акбарнаме” (Книги Акбара, ок. 1596-1600) и лист из альбома-фолианта “Гульшан (Розовый сад)” с каллиграфией Мир-Али аль-Катиба (ок. 1540).

Великие Моголы были космополитами и разрешали свободно развиваться искусствам и культуре. Название выставки “Миры внутри миров” относится к многочисленным слоям изображения, на которых традиционный символизм и технические приемы отчетливо сочетаются с новаторством.

Смитсоновский институт, Великие Моголы, выставка, искусство моголов

Previous post Next post
Up