Не так давно сотрудники Бюро международных информационных программ Госдепартамента США взяли интерью у Ричарда Кьюрина, заместителя секретаря Смитсоновского института по вопросам истории, искусства и культуры. Кьюрин курирует в Смитсоновском институте целый ряд музеев, включая Музей Хиршхорна, Национальный музей африканского искусства, Национальный музей американской истории, Национальный музей американских индейцев, Латиноамериканский центр и Программу американцев азиатско-тихоокеанского происхождения. Он является одним из ведущих экспертов в вопросах культуры и защиты культурного наследия, поэтому его ответы на заданные вопросы представили несомненный интерес для широкой общественности. Ниже мы приводим лишь некоторые выдержки из этого
интервью.
Вопрос: Как бы вы определили культуру и почему важно, чтобы Соединенные Штаты играли активную роль в ее сохранении на глобальном уровне?
Кьюрин: Будучи по специальности антропологом, я работал во многих странах мира и рад представлять не только культуру Соединенных Штатов, но также культуры разных народов и регионов всего света.
Для меня культура - это образ жизни, это все, что обладает для нас важностью, это ценности и верования, наполняющие нашу жизнь смыслом. Культура выражается в песне и танце, в архитектуре и литературе, в наших чаяниях и религиозных верованиях, в наших ремеслах и искусстве. Безусловная важность культуры в том, что она определяет, кто мы есть во взаимоотношениях с себе подобными, с соседями и вообще с людьми по всему миру...
Вопрос: Может ли защита культуры играть важную роль в развитии прав человека, особенно в отношении меньшинств и коренного населения?
Ответ: Существует долгая история столкновений различных культур, и это противостояние продолжается по сей день. Порой мы сталкиваемся с проявлениями вопиющей нетерпимости, когда при виде себе подобных люди думают: “Мы не в состоянии понять их культуру, нам не по душе то, чем они занимаются, а это значит, что они стоят на более низкой ступени развития”...
... Для меня культура подобна живой библиотеке - архиву прошлого, но также живой лаборатории творческих импульсов и инноваций, способной безмерно обогатить всех нас.
Порой мы рассматриваем культурное наследие как принадлежность только определенных народов, проживающих в конкретных странах. Однако весь мир содрогнулся, когда были взорваны Бамианские статуи Будды. В то время власть в Афганистане принадлежала талибам, и статуи не представляли для них никакой ценности. Более того, они видели в них поругание своих собственных религиозных верований. Это была подлинная трагедия, ибо, как известно, Бамианские статуи Будды были священными реликвиями для сотен миллионов верующих. Они стояли на историческом Шелковом пути, объединявшем народы. Они были истинным сокровищем и частью культурного наследия всего человечества, а не только жителей Афганистана, и уж конечно, не талибов. Нам следует более настоятельно внушать людям идею о том, что культурное наследие гораздо важнее, чем любой отдельный режим или правительство.
Возможно, вам не нравятся мои песни или мои статуи, вас, возможно, не трогает мое искусство, но вы обязаны, по крайней мере, уважать его. Вот главная идея, которую отстаивают Соединенные Штаты.
Вопрос: Сохранение культурного наследия стоит дорого. Есть ли экономический стимул для страны в сохранении своей культуры?
Ответ: ... История обладает уникальным свойством легитимировать настоящее и насыщать его смысловым содержанием. Как мы стали такими, какие мы есть? В чем видели смысл жизни наши предки? Что для нас важно?
... Мы должны рассматривать затраты на сохранение культурного наследия как капиталовложение - капиталовложение в осознание гражданами своей национальной принадлежности, гордости за свою страну и ее миссию.
Вопрос: Изменили ли современные технологии наш подход к сохранению культурного наследия?
Ответ: Между сохранением культурного наследия и технологиями всегда существовала интересная взаимосвязь...
Новые технологии помогают нам понять связи между различными обществами. Они всегда будут использоваться в этих целях, потому что мы всегда хотим больше знать о нашем прошлом.
... возьмем интернет: для людей во всем мире это великолепный инструмент, позволяющий им рассказывать другим о своей культуре. Интересно в отношении интернета то, что теперь не обязательно иметь сотни миллионов долларов, чтобы создавать богатые музеи. Вы можете поделиться своей культурой с людьми всего мира в считанные секунды. Благодаря интернету различные меньшинства, малые группы населения получают возможность быть услышанными и общаться с огромным множеством людей. Интернет открывает возможности перевода, позволяя нам легко переходить от одного языка к другому, и это тоже замечательная инновация для межкультурного сотрудничества...
Вопрос: Что, на ваш взгляд, мы потеряем, если не сумеем уберечь наше культурное наследие?
Ответ: Думаю, что, утрачивая свое культурное наследие, народ теряет свои моральные устои, связь со своим собственным прошлым. Взгляните на людей, согнанных войной с насиженных мест, на беженцев или народы, на долю которых выпали всевозможные беды и испытания. Сплошь и рядом они тянутся к тому, что присуще только им и чего никто не в состоянии у них отнять. Это их история, их идентичность, и ради нее они готовы идти на смерть....
За утрату своей культуры также приходится платить политическую и экономическую цену. Культура есть ресурс, это чисто человеческое изобретение, подспорье в борьбе за выживание. Культура обладает практической, утилитарной ценностью... Отнимите у Камбоджи Анкгор-Ват, у Перу - Мачу-Пикчу, а у Соединенных Штатов - статую Свободы, Большой каньон, болота Эверглейдс, даже многие кварталы Нью-Йорка и Вашингтона - и вы лишитесь миллионов туристов...
Поэтому крайне важно делать инвестиции в культуру, ценить ее значение, сознавать ее место, лелеять ее - и не только ради ее неосязаемых качеств, тех элементов, которые наполняют жизнь смыслом, но также и ради вполне осязаемых преимуществ в плане экономическом, иногда политическом, даже медицинском и научном...
Насколько, вы считаете, важна эта проблема, и как она решается в вашей стране или регионе?