Кандидаты в президенты США от Республиканской
партии перед дебатами в сентябре 2011 года
Мы продолжаем перепечатку статьей из публикации "Выборы в США: краткий обзор" Бюро международных информационных программ Госдепартамента США. Надеемся, что они помогут вам разобраться с довольно сложной системой организании выборов в Штатах.
Правила выдвижения кандидатов в президенты от политических партий не прописаны в Конституции США. Как уже указывалось ранее, во времена написания и ратификации Конституции в конце 18-го века политических партий не существовало, а, следовательно, основателей республики не слишком интересовали процедуры подобного рода.
Начиная с 1796 года, члены Конгресса США, ассоциировавшие себя с той или иной политической партией, проводили неформальные встречи для согласования позиций по выдвиженцам на посты президента и вице-президента от своей партии. Вошедшая в историю под названием “Королевский кокус”, такая система отбора кандидатов просуществовала почти 30 лет. В 1824 году она окончательно исчезла, пав жертвой децентрализации власти в политике, вызванной освоением США западных территорий.
В итоге на смену “Королевскому кокусу” в качестве инструмента для утверждения кандидатов от партий пришли национальные партийные съезды. В 1831 году представители небольшой политической партии - Партии антимасонов - собрались в одном из баров в Балтиморе, штат Мэриленд. Они договаривались о кандидатах и обсуждали партийную платформу, на основе которой они будут баллотироваться. В следующем году в том же баре для утверждения своих кандидатов собрались демократы. С тех пор и основные партии, и большинство второстепенных партий проводят национальные съезды, на которые собираются делегаты от штатов. Целью съездов является избрание кандидатов в президенты и вице-президенты, а также приход к консенсусу по поводу партийной платформы.
Наступление эры телевидения
В 19-м и даже некоторое время в 20-м веке проведение съездов по утверждению кандидатов в президенты, на которые собирались наиболее рьяные приверженцы соответствующих партий, контролировалось партийными лидерами. Эти партийные “боссы”, пользуясь своим влиянием, старались отбирать делегатов на съезды так, чтобы голосование проходило “как надо”. Оппоненты же партийных боссов требовали реформ, чтобы отбирать делегатов на съезды могли рядовые избиратели. Для этих целей и был создан институт первичных выборов (праймериз). К 1916 году более чем в половине штатов проводились первичные выборы кандидатов в президенты.
К сожалению, этим начинаниям была уготована недолгая жизнь. По окончании Первой мировой войны партийные лидеры, понимая, что первичные выборы угрожают их положению, убедили законодательные органы штатов положить конец данной практике, ссылаясь на то, что проведение первичных выборов обходится слишком дорого и что в них участвует относительно немного людей. К 1936 году первичные выборы кандидатов в президенты уже проводились лишь в двенадцати штатах.
Но после Второй мировой войны требования о демократизации процесса зазвучали с новой силой. Впервые в истории благодаря телевидению люди могли видеть и слышать политические кампании, не покидая своих квартир. Будущие кандидаты в президенты могли воспользоваться телевидением, в том числе и для показа своей широкой популярности. Последующие десятилетия вдохнули новую жизнь в реформы, направленные на демократизацию и расширение участия в партийных съездах, утверждающих кандидатов.
Результатом этого является то, что ныне в большинстве штатов проводятся первичные выборы. В зависимости от законов штата, избиратели на праймериз могут отдать свои голоса за кандидата в президенты и за список делегатов, “представляющих” данного кандидата, или проголосовать за кандидата при том условии, что список делегатов будет сформирован позже на основании результатов голосования. Еще одной формой праймериз являются непрямые выборы кандидата на партийном совещании, или кокусе, голосуя за делегата, “представляющего” того или иного выдвиженца. В системе кокусов активисты, проживающие на небольшой географической территории (в рамках избирательного участка), собираются и голосуют за делегатов, которые обязуются поддерживать конкретных кандидатов в президенты. Эти делегаты, в свою очередь, представляют свой участок на окружной конвенции, которая проводится на уровне избирательного округа, от которого баллотируются в Конгресс, или на уровне штата. На этих последних конвенциях избираются делегаты, которые будут представлять данный штат на национальном съезде. Хотя прохождение всех уровней занимает несколько месяцев, кандидат-победитель по сути определяется уже в первом раунде голосования.
Реальное число делегатов от каждого штата на национальном партийном съезде устанавливается на основании формулы, разработанной каждой из партий. В ней учитываются такие параметры, как численность населения штата, история поддержки кандидатов от данной партии в штате, количество выборных должностных лиц и партийных лидеров, занимающих должности в правительстве штата. Формула распределения делегатских мест, которой пользуются демократы, приводит к тому, что количество участников их национальных съездов почти вдвое превышает количество депутатов на съездах республиканцев.
В результате этих реформаторских тенденций, со времен Второй мировой войны можно проследить два важных направления развития. Во-первых, многие штаты стремятся перенести свои праймериз и кокусы по выдвижению кандидатов в президенты на более ранний календарный срок, который соответствовал бы ранним, решающим этапам процесса выдвижения кандидатов. Подобную тенденцию называют “фронтальной тактикой”. В условиях проведения ранних первичных выборов или кокусов избиратели штата могут в большей степени влиять на окончательный отбор кандидатов. Кроме того, это подталкивает кандидатов к тому, чтобы с самого начала избирательной кампании уделять больше внимания интересам и нуждам таких штатов, заставляет кандидатов создавать в этих штатах свои избирательные комитеты, тратить дополнительные средства на штат сотрудников, рекламу в СМИ, номера в отелях, и все это - ради достижения решающей психологической победы на раннем этапе процесса избрания кандидата от своей партии.
Сенатор Барак Обама принимает номинацию на
пост президента от Демократической партии в
августе 2008 года
Кроме того, в некоторых регионах страны отдельные штаты взаимодействуют друг с другом в организации “региональных предварительных выборов”, проводя свои праймериз выборы и кокусы в один день, для того, чтобы максимально усилить влияние своего региона.
Обе эти тенденции вынуждают кандидатов раньше начинать свои кампании, чтобы успеть завоевать сильную позицию как можно в большем количестве тех штатов, где выдвижение кандидатов проводится в ранние сроки. Кандидатам также приходится все больше полагаться на средства массовой информации - радио, телевидение и интернет - и поддержку партийных лидеров штатов, ибо без них невозможно охватить избирателей сразу в нескольких штатах, где предварительные выборы проходят в один день.
Ослабление влияния партийных съездов
Одним из последствий перемен, происходящих в процессе выдвижения кандидатов на президентский пост, стало ослабление значения кульминационных событий предвыборной гонки - широко освещаемых телевидением национальных партийных съездов по выдвижению кандидатов в президенты. Сегодня кандидата, в сущности, определяют избиратели на раннем этапе первичных выборов. В свою очередь, этот будущий кандидат может еще до съезда назвать своего кандидата в вице-президенты. (Кандидат в вице-президенты не ведет на первичных выборах независимую кампанию за свое избрание - его кандидатуру предлагает по своему усмотрению кандидат в президенты, победивший на партийном съезде).
Таким образом, процесс выдвижения кандидата в президенты продолжает эволюционировать. За последние десятилетия эта эволюция помогла повысить явку избирателей на выборы, повлияла на демографический состав электората и укрепила связи между кандидатами и их рядовыми сторонниками. В своей нынешней форме этот процесс создает известное преимущество для тех кандидатов, которые пользуются большей популярностью, могут собрать больше средств, имеют более эффективную команду и способны вызвать наибольший энтузиазм среди избирателей с первых же дней сезона первичных выборов кандидатов в президенты.
Использование интернета
В проведении предвыборных кампаний кандидаты и их сторонники довольно быстро взяли на вооружение интернет. Он оказался для них эффективным и действенным способом сбора пожертвований среди потенциальных сторонников, пропаганды своей политики и опыта.
В предвыборной кампании 2008 года видное место занимали электронная почта и блоги. В президентской гонке 2012 года более важная роль принадлежит социальным сетям, таким как Facebook и Twitter. Предвыборные штабы кандидатов стремятся использовать растущую мощь социальных сетей и мобильных устройств, таких как смартфоны и планшеты.
Обмен видеоматериалами на таких сайтах, как YouTube, выявил новые возможности и подводные камни в проведении политических кампаний. Пользуясь этой технической новинкой, кандидаты запускают в сеть видеоклипы о себе, порой юмористического содержания. Время от времени кандидатов снимают в неожиданный для них момент, когда они говорят или делают то, чего бы никогда не сказали или не сделали перед публикой, и после этого их “ляпы” без конца прокручиваются в интернете и на телевидении.