Музыкальные медитации Антона Батагова

Dec 19, 2011 22:51


Мы открываем серию публикаций об известных представителях российской культуры в США очерком об Антоне Батагове - современном композиторе и пианисте, лауреате международных конкурсов.

Нам представилась возможность пообщаться с Антоном, который на данный момент проживает в Нью-Йорке, по телефону. Беседа, конечно же, затронула творчество музыканта, а также элементы его жизненной философии, которые вместе создают гармонию творчества. За полчаса общения с Антоном и знакомством с его музыкальными произведениями, у нас возник образ спокойного, мудрого и счастливого человека, с которым легко общаться на любую тему.

-Над какими проектами Вы сейчас работаете? Что Вас вдохновляет?
В данный момент пишу музыку к документальному фильму "Земля и небо Подмосковья", а еще - работаю над проектом "Молитва Самантабхадры" совместно с Ламой Сонамом Дордже - первым русским буддистом, проведшим 7 лет в строгом затворничестве в Гималаях, получившим сан ламы и благословение на передачу учения в России.

-Чем обусловлен Ваш интерес к буддизму?
Буддизм дает возможность поиска ответов на вопросы бытия. Например, почему в мире столько несправедливости, или почему человек творит зло, если он сделан по образу и подобию Божию. В буддистской философии поощряется активное размышление, сомнение, докапывание до сути - все то, что помагает объяснить картину мира.

-Как эта философия повлияла на Ваш стиль в музыке?
Трансформация происходила не сразу, поэтапно. Что интересно, даже когда я просматриваю свои старые, добуддийские записи, я вижу в них моменты медитации, работы сознания. Буддизм дает другое ощущение времени, восприятие музыкального потока, вертикали смысла. Классическая музыка от Моцарта до минимализма воспринималась как отражение эмоций, личных романтических настроений. Отсюда и появились штампы образов, штампы стиля, авторитетные инструкции: классическое произведение нужно исполнять именно так, а не иначе.

Для того, чтобы осмыслить, пережить музыку, необходимо освободиться от штампов, отпустить на волю свое сознание. Внимательно вслушайтесь в произведение, задайтесь вопросом: что эта музыка мне говорит? Ведь мелодия существует не для того, чтобы ее оценивали аналитически. Почувствуйте контакт между музыкой и своим сердцем.

-Чем американская публика отличается от русской?
В Нью-Йорке публика более опытная и искушенная, они готовы к музыкальным экспериментам. Москва выражает искреннее любопытство, но не вполне готова к восприятию некоторых вещей. Американская публика может слушать самые сложные по смысловой нагрузке произведения в течение нескольких часов, без перерыва. Во время моего концерта в Нью-Йорке еще в 1992 году слушатели как будто застыли в завороженном состоянии, ни шороха не было слышно из зала до самого конца выступления. А я играл сочинение Мортона Фелдмана - полтора часа очень тихой прозрачной музыки! Когда концерт кончился (а было уже за полночь), в зале остались около ста человек, и сидели в тишине еще минут 10 - 15. Люди потрясающе умеют слушать медитативную музыку. В России за пределами Москвы еще можно найти такое откровенное погружение в музыку, но столичная публика уже не та.

-Что вы можете сказать о своем сотрудничестве с режиссером Иваном Дыховичным?
Иван был настоящим, тонким, удивительным человеком. У нас с ним сложилось интуитивное взаимопонимание. Он мог менять сценарий уже в процессе съемок фильма. Музыкальные фрагменты мы переставляли вплоть до самого последнего этапа работы над фильмом. И в результате получалось нечто свежее, какая-то новая интерпретация смысла.

-Влияет ли на Вас окружение или  место проживания? 
Я часто бываю в России. В конце мая у меня запланировано 2 концерта в Перми, мы работаем с дирижером Теодором Курентзисом. Я не ощущаю себя эмигрантом.

Место важно с точки зрения энергетики. Я живу в Нью-Йорке прямо напротив парка Inwood Hill - это единственный дикий лес, сохранившийся в Нью-Йорке. Так что особо не ощущаю натиск каменных джунглей мегаполиса. Вообще, когда люди становятся рабами нервной энергии большого города, они непродуктивны для творчества. Нью-Йорк для меня - место медитации и концентрации, это - возможность почувствовать полюса: Россия - Америка.

Музыкальное сопровождение телеканала Культура (музыка Антона Батагова):
http://www.batagov.com/zvuki/stone_live/culture%20news_live.mp3

иммигранты, США, культура, музыка

Previous post Next post
Up