И что дальше?

Aug 22, 2020 12:11

Нынешняя буза в Беларуси со всей определенностью вновь поставила нас перед зеркалом, опять поставила перед нами все тот же роковой вопрос: что есть для нас поздний СССР и постсоветская Россия?
Ответ звучит вполне отчетливо: это  страна Лёней Голубковых - и Георгиев Бурковых.
  Почему Лёней - понятно: этот типаж  всем  знаком и вполне постигаем. Вот так он и выглядит, тот самый «простой человек», готовый  на все  чтобы «жи-и-ить лу-у-у-утше».  Нет, речь не об иконографии актера - конечно, весьма выразительной, иначе бы мы не запомнили этот образ. Лёня, как вечный участник разного рода сомнительных  сделок  в вечном амплуа лоха - многолик. «Обманутые дольщики»,  подписанты  разного рода  кредитных документов «мелким шрифтом»,  заемщики  «быстрых денег» и прочие покупатели на грош пятаков - вроде бы непохожи друг на друга - и все же полнее узнаваемы.
 А причем тут Георгий Иванович Бурков, актер с огромным количеством театральных ролей и  солидной фильмографией (около 80 картин)? Человек творческий, хотя и алкоголик - так кто там не алкоголик?    Ну да….был он автором «тайного дневника», в котором с  традиционным интеллигентским кокетством  называл себя «рабом»…в общем, диссидентствовал, как и многие прочие.
Оно конечно  противно постфактум, но причем тут Лёня, где точки пересечения? В ролях Буркова, конечно? а в какой роли - он многих играл, и играл блестяще?
   Есть такая роль у Буркова, которая  дает нам ключик к пониманию истинной роли Лёни Голубкова в событиях  конца ХХ в.  Роль, как и многие другие, написанная для него Эльдаром Рязановым в фильме «Гараж». Помните - «я за машину Родину продал!»?
А помните - за  тот самый ваучер, который  принял Лёня Голубков - обещали две «Волги»? С юмором были ребята, хорошо понимали психологию контингента! И «Гараж», конечно, смотрели!
Над репликой Буркова ржали до слез - чтобы потом  вполне всерьез  оперировать двухволговой бумажонкой: а что? а вдруг?  Нет, Лёня, конечно, достаточно сообразителен, чтобы почувствовать грубую разводку….но обмануть того нетрудно, кто сам обманываться рад. Что-то не помню я костров из непринятых ваучеров - хотя сейчас кого ни спроси, все ни при чем….
  Георгий Бурков, конечно, никак не отождествлял себя  с этим  родинопродавцем за машину. Он полагал себя - выше.  Хотя, конечно и «рабом» - а как же беэ «рабства».  Он бы, по статусу  творческого человека и несомненного интеллектуала, обладателя  большой библиотэки, в которой они и прятал сам от себя тот самый «тайный дневник», должен был объяснить Лёне, что продажа Родины за машину -весьма…подозрительная сделка. Но не объяснил. Почему-то. Видимо, был слишком сосредоточен на своих  «рабских» переживаниях с похмелья.  То есть - и сам не осознал.  Ибо тоже хотел «жи-и-ить лу-у-у-утше» - на своем кожаном диване под книжными полками.
   …Вот так, по воле Рязанова и Чубайса, они и нашли друг друга, бессмертный Лёня Голубков и бессмертный Жора Бýрков, (ибо сценический  Георгий Буркóв покинул этот мир, а Жора остался навсегда). И эта сцепка - при всех камуфляжах, в которые рядится порой Жора (у Лёни есть только статус «простого человека») - остается в России  неизменной.  Один не может без другого, один не существует без другого.  Один даже возненавидит другого - и ненавидит! Даже презирает!
А друг без друга не могут.
Так и живем.
И что дальлше? Цифровизация Лёни и Жоры?
Previous post Next post
Up