Aug 22, 2020 12:11
Нынешняя буза в Беларуси со всей определенностью вновь поставила нас перед зеркалом, опять поставила перед нами все тот же роковой вопрос: что есть для нас поздний СССР и постсоветская Россия?
Ответ звучит вполне отчетливо: это страна Лёней Голубковых - и Георгиев Бурковых.
Почему Лёней - понятно: этот типаж всем знаком и вполне постигаем. Вот так он и выглядит, тот самый «простой человек», готовый на все чтобы «жи-и-ить лу-у-у-утше». Нет, речь не об иконографии актера - конечно, весьма выразительной, иначе бы мы не запомнили этот образ. Лёня, как вечный участник разного рода сомнительных сделок в вечном амплуа лоха - многолик. «Обманутые дольщики», подписанты разного рода кредитных документов «мелким шрифтом», заемщики «быстрых денег» и прочие покупатели на грош пятаков - вроде бы непохожи друг на друга - и все же полнее узнаваемы.
А причем тут Георгий Иванович Бурков, актер с огромным количеством театральных ролей и солидной фильмографией (около 80 картин)? Человек творческий, хотя и алкоголик - так кто там не алкоголик? Ну да….был он автором «тайного дневника», в котором с традиционным интеллигентским кокетством называл себя «рабом»…в общем, диссидентствовал, как и многие прочие.
Оно конечно противно постфактум, но причем тут Лёня, где точки пересечения? В ролях Буркова, конечно? а в какой роли - он многих играл, и играл блестяще?
Есть такая роль у Буркова, которая дает нам ключик к пониманию истинной роли Лёни Голубкова в событиях конца ХХ в. Роль, как и многие другие, написанная для него Эльдаром Рязановым в фильме «Гараж». Помните - «я за машину Родину продал!»?
А помните - за тот самый ваучер, который принял Лёня Голубков - обещали две «Волги»? С юмором были ребята, хорошо понимали психологию контингента! И «Гараж», конечно, смотрели!
Над репликой Буркова ржали до слез - чтобы потом вполне всерьез оперировать двухволговой бумажонкой: а что? а вдруг? Нет, Лёня, конечно, достаточно сообразителен, чтобы почувствовать грубую разводку….но обмануть того нетрудно, кто сам обманываться рад. Что-то не помню я костров из непринятых ваучеров - хотя сейчас кого ни спроси, все ни при чем….
Георгий Бурков, конечно, никак не отождествлял себя с этим родинопродавцем за машину. Он полагал себя - выше. Хотя, конечно и «рабом» - а как же беэ «рабства». Он бы, по статусу творческого человека и несомненного интеллектуала, обладателя большой библиотэки, в которой они и прятал сам от себя тот самый «тайный дневник», должен был объяснить Лёне, что продажа Родины за машину -весьма…подозрительная сделка. Но не объяснил. Почему-то. Видимо, был слишком сосредоточен на своих «рабских» переживаниях с похмелья. То есть - и сам не осознал. Ибо тоже хотел «жи-и-ить лу-у-у-утше» - на своем кожаном диване под книжными полками.
…Вот так, по воле Рязанова и Чубайса, они и нашли друг друга, бессмертный Лёня Голубков и бессмертный Жора Бýрков, (ибо сценический Георгий Буркóв покинул этот мир, а Жора остался навсегда). И эта сцепка - при всех камуфляжах, в которые рядится порой Жора (у Лёни есть только статус «простого человека») - остается в России неизменной. Один не может без другого, один не существует без другого. Один даже возненавидит другого - и ненавидит! Даже презирает!
А друг без друга не могут.
Так и живем.
И что дальлше? Цифровизация Лёни и Жоры?