Соединённые Штаты остаются мировым лидером в любых условиях, переживая кризисы и катастрофы, не потому, что владеют станком для печатания долларов, на которые они якобы злокозненно подсадили весь мир. Они потому и смогли подсадить весь мир на свои денежные знаки, что лидером остаются при любых условиях. Потому что с конца 19 века оказались способны на на самую опережающую индустриализацию, а сегодня прочно держат лидерство в области иннноваций. Теперь можно перенести производство хоть ста процентов материальных благ в любой Китай или даже в Африку, но США остаются производителем самых дорогих активов. Большей частью это - идеи и способы их овеществления.
Среди популярных и продуктивных американских идей нет национальной. Проблемы есть - национальные, расовые, конфессиональные и тому подобные. Иногда они вскипают трагическими событиями, дающими обильную пищу для злорадства завистникам и ненавистникам. Но не подрывают никаких основ и не затормаживают хода - этот лайнер идет вперёд, по-прежнему отрываясь от догоняющих.
Язык у них - английский. Хотя у большинства американцев ещё какой-то свой, родной, но общий - язык другой страны за океаном. Не аборигенов. Ну да, они же когда-то были колонией. Могли бы язык колонизаторов запретить, но свою особую национальную идеи придумывать было недосуг. Зато теперь этот язык - ключ к мировой науке, технологиям и передовому бизнесу. Язык глобализации. Если бы лет двести-двести пятьдесят назад их общим языком стал по случаю французский или немецкий, то, всё равно, языком глобализации стал бы их язык.
Условия для опережающего развития на севере Нового Света сложились стихийно: народ съезжался со всего мира и строил государство снизу, постепенно запрещая законами наиболее явный разбой и минимально ограничивая свободу индивидуума. Получалось иногда кроваво и страшно. Но в итоге вышло дельно - уже полтора века за ними никто угнаться не может.
Двадцать первый век отличается от времён покорения Дикого Запада в лучшую сторону тем, что многое о законах развития экономики и социума уже известно. Накопленный опыт осмыслен, проанализирован. Тома исписаны и даже некоторыми прочитаны. Один простой вывод таков: опережающие темпы развития любого сообщества определяются возможностью производства максимальной прибавочной стоимости. Сложность в том, как подходящие для этого условия создать.
В условиях глобальной экономики максимальную прибавочную стоимость обеспечивает только уникальный продукт. Из продуктов питания это, например, могут быть продукты исключительного качества: особой экологической чистоты или с другими особыми характеристиками. В производстве одежде или мебели тренд диктует и получает сверхприбыль создатель моды. При этом не важно, сколько миллионов копий модного дизайна наштампует Бомбей или Шанхай - сверхприбыль получат не они. То же касается айфонов и айпедов: основную прибыль получает автор и продавец идеи, а не "отвёрточный сборщик" миллиардов гаджетов.
Для поиска плодотворных идей, приносящих максимальную прибавочную стоимость, необходимы условия. Во-первых - научный потенциал. Если у вас нет сильных университетов - ничего не получится. Это главное условие. Второе - абсолютная свобода для любой частной предпринимательской инициативы и доступность кредитов. Третье - максимальная мобильность населения и социальных институтов. Четвёртое - учитывая законы движения капиталов в современном мире и неравные стартовые условия - налоговая привлекательность. Есть ещё пятое, шестое, двадцатое. Среди них нет ни одного национального или этнического.
Есть проблема распределения властных полномочий: где власть слишком централизована и присваивает себе (не важно - в центре или на местах) разрешительные функции, там развитие не начнётся. Регулирующие функции государства должны лишь "отсекать" незаконное, или могут поощрять желательное.
Вот что совершенно не важно для создания условий опережающего развития, так это - унитарным или федеративным будет государство, и сколько языков получат в нём статус государственного. Правда, если заняться решением в первую очередь именно этих вопросов, то до остальных дело дойдёт нескоро. Если вообще дойдёт. Потому что на поиск консенсуса уйдут не только силы, но и годы.
Впрочем, вполне возможно, что подходящие условия, снова-таки, в какой-то момент образуются сами собой. На какой-нибудь территории, случайно получившей статус независимого государства в результате геополитического катаклизма, произошедшего в зубодробительных поисках выхода из национально-имперского тупика.