Я не считаю границы государств священными.
Ни священными, ни сакральными - любые государственные границы на всей планете.
Меня тошнит от лживости аргументаций типа "дедывоевали". Не тревожьте кровь предков и могилы отцов - ими тем более подло оправдывать "эксклюзивные" права на территории, что в 20 веке миллионы этих отцов и матерей полегли и сгинули в краях чуждых совсем не по своей воле, а по воле власть имущих преступников. И если пропитавшая землю кровь мучеников ГУЛАГа и нацистских концлагерей не даёт потомкам никаких "территориальных прав", то уж совсем бессовестно говорить о правах завоевателей.
Но если у народов и наций нет священных и безусловных прав на свою землю - таких, которые никем не оспаривались бы - то как относиться к территориальной целостности государств? Наплевать и забыть? Позволить любому желающему оттяпывать куски сопредельных территорий по праву сильного? А тому, у кого оттяпали, стоит ли сопротивляться? И если воевать, то - за что? За что сейчас воюют и погибают украинцы?
За верховенство закона, взаимного уважения и доверия.
Вопрос современных границ - не национальный. Потому что пока он рассматривался как таковой, войны между народами и государствами не прекращались. И там, где он остаётся национальным, войны продолжаются.
Остановить войны в Европе, где ни один народ не имеет чётко ограниченного ареала обитания, оказалось возможным только тогда, когда за основу разграничения был взят совершенно иной принцип - принцип уважения к заключённому договору. Когда люди и государства согласились не спорить о национальных правах, а узаконить существующие границы "как есть", и договорились считать их незыблемость выше любых интересов.
Интересы (национальные и государственные) допускают любые трактовки, в том числе - взаимно антагонистичные, из которых следует угроза от чужих интересов - твоим. Закон же однозначен, взаимно соблюдая его можно не опасаться нападения соседа. Если нет угроз и есть доверие, то можно даже сломать забор, посадить на его месте цветы, и держать двери открытыми.
Это более высокий уровень человеческих отношений. Но он возможен только на основе приоритета закона. И на осознании той простой истины, что интересы могут быть общими "поверх границ", если перестать о них спорить и воевать за их изменение.
Поэтому война за восстановление территориальной целостности Украины - это война не за землю. И не за права на землю конкретной нации или государства. И не за то, на каком языке будет разговаривать Донбасс, и чей герб должен быть на паспортах его жителей.
Это война за верховенство закона. За культуру таких взаимоотношений, в которых уважительно договариваются и доверяют друг другу, а не воюют, и не стремятся соседей себе подчинить.
То есть, это война европейской культуры с восставшим дикарём. От её исхода зависит будущее Европы: устоят ли европейские цивилизационные достижения, или рухнут под ударами дикарской дубины? Сочинять этой войне "национальные оправдания" нет смысла, поскольку отрицает суверенитет Украины только тот самый дикарь.