Из работы Ю.Синелиной "Церковь и интеллигенция. Мифы и реальность (Социальная диагностика) Ссылку взяла здесь. В многочисленных дискуссиях, которые сегодня идут по поводу церковно-государственных и церковно-общественных отношений, часто высказываются довольно спорные утверждения.
1 Противостояние церкви и интеллигенции, критика церкви со стороны наиболее
образованной части общества - это чисто российское явление.
2 Для российской интеллигенции всегда было характерно негативное отношение к
церкви.
3 Информационная кампания 2012 г. против церкви не имеет аналогов в
новейшей российской истории.
4 Критические высказывания в адрес церкви наносят ей как социальному институту
непоправимый урон. На фоне негативных оценок деятельности РПЦ неизбежно
снижается доверие к церкви как к социальному институту. РПЦ теряет паству.
5 В России есть просыпающееся гражданское общество и отдельно церковь и
православные, которые враждебны этому процессу, гражданское общество и
православные - это отдельные «субстанции».
... традиционно против церкви выступает далеко не вся интеллигенция, а лишь определенная ее часть: в начале ХХ в. - революционная интеллигенция социалистических и коммунистических воззрений, с конца ХХ в. - секулярная западническая интеллигенция, которая только начала заявлять о своей революционности.
Чтобы охарактеризовать ту часть общества, которая сегодня критикует церковь, надо определиться с терминами.
В России всегда была проблема определения «правого» и «левого» в политике, особенно если соотносить ее с западноевропейскими традициями. Отдельные трудности существуют и с понятием «либеральный». Сегодня очень часто для характеристики той части общества, которая активно критикует церковь, употребляется словосочетание «либеральная интеллигенция». Я бы предпочла термин «западники»: во-первых, далеко не все либералы настроены враждебно в отношении церкви, а во-вторых, далеко не все, кто называют себя либералами, на самом деле таковыми являются. Западничество точнее отражает и суть претензий, и форму их изложения. Если очень упрощенно, то западники - это те, кто считают, что в России все всегда было очень плохо, ничего хорошего создано не было и чтобы исправить ситуацию, надо все разрушить и сделать, как на Западе. В этой картине мира православие вообще и церковь в частности играют важную роль в том, что в России «все так ужасно сложилось». В связи с вышеуказанными обстоятельствами далее позволю себе закавычить слово «либеральная». Есть также проблема с употреблением термина «секулярная», поскольку далеко не всегда против церкви выступают только неверующие, немало верующих вне конфессии или внецерковных верующих. А контент-анализ выступлений в Интернете показал, что в кампанию критиков церкви активно включились «язычники», традиционно не любящие церковь, ну и, конечно же, представители альтернативного православия. Отдельной группой выступают атеисты-материалисты советского типа.
Теперь о православной интеллигенции. Движение возвращения в Церковь в России ХХ в. начиналось в среде советской интеллигенции примерно с середины 1960-х гг. И сейчас православно ориентированная интеллигенция - это сложившаяся группа. По данным всех наших исследований, воцерковленные и полувоцерковленные - это две самые образованные группы среди всех мировоззренческих групп, в них доля опрошенных с высшим образованием составляет 45 и 40% соответственно, у неверующих - 28%. Данные исследований 2011 г. показали, что среди воцерковленных 3,5% респондентов имеют научную степень (что является абсолютным рекордом среди всех групп).
...
Анализ церковно-общественных отношений на протяжении длительного исторического периода приводит к мысли, что отношения между секулярной западнической интеллигенцией и церковью ухудшаются в периоды возрастания политической активности, как это происходит и теперь, когда позиция церкви может существенным образом повлиять на ситуацию.
Временное затишье было вызвано «подмораживанием» политического процесса в России в течение последних 10 лет. Но в целом негативное отношение к церкви весь этот период в среде «либеральной» интеллигенции сохранялось.
...
Опрос 2012 г. (апрель) показал самый высокий уровень доверия церкви за весь период мониторинга - 55%. Более того, после долгого перерыва, впервые с 1999 г. церковь вновь опередила институт президентства по уровню доверия. Уровень недоверия, согласно результатам мониторинга, остается стабильным. По данным нашего исследования 2011 г., церкви как социальному институту доверяет 50% опрошенных, не доверяет 39%, затруднились ответить 12% (табл. 2). В 2006 г. доверяли церкви 51% всех опрошенных, не доверяли 24%. Для сравнения, по данным опроса ВЦИОМ в апреле 2012 г., в целом одобряют деятельность РПЦ и священнослужителей 71% опрошенных, не одобряют 11%, затрудняются
ответить 17% [5].
По д анным о проса Ф ОМ в м ае 2 012 г ., п о м ассиву в ц елом ц еркви д оверяют 6 4%
опрошенных, отчасти доверяют, отчасти не доверяют 14%, не доверяют 8%.
...
Доля православных на первых протестных митингах была довольно высокой - по данным Исследовательской службы «Среда», 43% (24 декабря на проспекте Сахарова), на февральском митинге православных было уже 28%6 [6]. Некоторые священники были наблюдателями на выборах. Но события развиваются так, что теперь одним из основных объектов критики оппозиции стала РПЦ. Одной из основных характеристик протестного движения стала антицерковность. И такое развитие событий не способствует становлению гражданского общества, а скорее ведет к окончательному формированию двух враждующих лагерей, которые все меньше способны вести диалог и слышать друг друга.