Забавное и пафосное исследование найдено у коммунистически и эволюционистски настроенной гражданки
feurig_zinnober в
В баптисты - из карикатуристов Чуть ранее я уже писала про перестройку и, в частности, про то, что она сопровождалась потоком чернухи, целенаправленно вылитой на советских людей через СМИ и всевозможные «трансляторы культуры» (книги и фильмы). Причем списать такой эффект всего лишь на «отмену цензуры» невозможно. Есть большая разница между тем, чтоб свободно выражать свое мнение (или себя в своем творчестве) - и между тем, чтобы через немногочисленные бумажные СМИ, а также центральные радио- и телеканалы транслировать на всю страну жесть покрепче «секс-драгз-рокнролл». В конце концов, отмена цензуры сопровождалась ослаблением контроля не только над чернухой, но и над творчеством вообще. И среди этого «вообще» были образцы довольно высокой духовной и интеллектуальной культуры. Но ей почему-то такого карт-бланша не давали. Напротив, эти начинания очень скоро были задавлены (и даже раздавлены) как не удовлетворяющие новой повестке дня.
Недавно искала для ребенка яркие красивые иллюстрации к пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке». Вышла на довольно мерзкий и глуповатый перестроечный
комикс, в котором были смешаны сразу все компоненты: и выраженный антипатриотизм, неприязнь к народу, и десталинизация, преподносимая как «развенчание культа личности», и пошлость с алкоголизмом, и явное выпячивание всевозможных сексуальных и криминальных тем. Заинтересовавшись, что за «дарование» этот «шедевр» в 1988 году нарисовало, поискала информацию о художнике Игоре Колгареве. Каково же было мое удивление, когда я обнаружила подборку его современных, вполне себе патриотичных и, в целом, достаточно пристойных
карикатур. «Занятно!» - подумалось мне. Что это? Политическая конъюнктура - или реальная перемена взглядов? Покопала еще немножко.
Далее оказалось, что этот художник нынче - ярый баптист, редактор журнала Братства независимых церквей ЕХБ «Слово Истины», протестантский
бард,
поэт и иллюстратор, активнейшим образом ведущий свою мисссионерскую деятельность и в реале, и через сеть (в частности, он ведет несколько баптистских сайтов и довольно плодовит на соответствующие интернет-публикации). В связи с этим, кстати, не могу не процитировать весьма занимательный его поэтический
текст:
"Мир изменился и новые стали пути
Для благовестия людям, погибшим в грехах,
И христиане в компьютерах стали вести
Битвы духовные на интернетных полях...
...Чаще, веб-мастеры, братья, меняйте пароль,
Чтобы от хакера-беса был дух ваш храним!
Пусть не забанит вам душу неверия тролль,
А за Христа в интернете мы все постоим!
Пусть умножаются сайты Христовых церквей!
Новые миссионеры в фейсбуки придут,
И даже если нас мало, мой брат, не робей!
Главное, чтобы Господь пребывал с нами тут!
Как ты там, мой брат, воин во Христе,
Мой напарник из интернет-сетей?
Бог тебя храни, Бог благослови
Твой ай-пи, е-мэйл и ник-нэйм в любви!"
В целом, к баптистам я отношусь довольно сдержанно. Хотя нельзя не признать, что избыточный и какой-то настойчиво слепой прозелитизм, характерный для всех протестантских религиозных организаций, невероятно отталкивает. Особенно это неприятно на фоне того, как в России все шишки по поводу якобы церковной пропаганды валятся на РПЦ, которая на этом поле ведет себя вполне умеренно и даже робко. Хотя, разумеется, отдельных неадекватов везде хватает. И в РПЦ, как в организации довольно крупной, таких всегда можно найти в достаточном количестве.
В своем
интервью И. Колгарев отмечает, что к христианству пришел в начале 90-х: «В 1991 году я обратился к Богу, все свои взгляды переменил абсолютно». Собственно, как раз в эти годы исключительно мощным был всплеск активности всевозможных зарубежных сект и церквей. Что после того, как он «уверовал в Бога», он пересмотрел свои взгляды и уничтожил некоторые комиксы грешной своей молодости. Правда, попал ли в их число перестроечный чернушный комикс про золотую рыбку, не знаю. Однако, как можно судить по некоторым автобиографическим признаниям автора, в ‘88 году, когда этот комикс рисовался, он уже был в поиске своего «пути к Богу». В частности, зачитывался сперва комиксами по Евангелиям, затем собственно Библией, которую ему «за большие деньги купил его отец».
И всё бы ничего. Человек вправе пересмотреть свои прошлые взгляды. Это даже внушает уважение, когда происходит качественное обновление личности со своеобразным преодолением пороков прошлого. Баптизм так баптизм - казалось бы, какая разница, если это ведет к возвышению? К тому же, в частности, Игорь Колгарев вроде бы
отвергает довольно распространенный в баптистских кругах (и внушающий неприятие лично мне) кальвинизм, проповедующий избранность уверовавших в Бога и успешность как показатель этой избранности.
Однако когда читаешь подобные признания:
«- И что такого нового ты узнал [из Библии и других протестантских источников - прим. авт.], чего не знал раньше?
- Я понял, что многое, чему нас учили в советской школе - ложь и абсурд. В том числе и так называемая эволюционная теория. Ни от какой обезьяны люди не происходили, а созданы для определенных целей Богом, который нас любит».
Или смотришь подобные его картинки:
Приходишь к выводу, что принципиально ничего не изменилось. Активнейшая проповедническая деятельность, сохранившая свою антисоветскую направленность и имеющая явный антинаучный уклон, является, пожалуй, таким же разрушителем, архаизатором отечественной культуры, как перестроечная грязь. Даже если при этом идет пропаганда морали и нравственности. Как говорится в таких случаях: «оба хуже».
И дело даже не в том, что, мол, все станут невежественными верующими, а в том, что таким способом в интеллектуальных кругах резко подрывается авторитет религии, веры и духовной культуры как таковой. В то время, как, по-видимому, ответы на многие сегодняшние вопросы, связанные с необходимостью возвышения человека и вывода его из сложившегося антропологического кризиса, стоит искать именно в этих областях. В толщах тысячелетий духовного человеческого опыта.