Православные карикатуры

Nov 10, 2015 18:05

Протоиерей Александр Пономаренко, настоятель Свято-Троицкого храма в Желтых Водах Криворожской епархии, о том, для чего священнику рисовать карикатуры.



__________________________
У меня нет специальной цели и идеологических задач рисовать карикатуры не определенные темы. Мне хочется лишь только поднять народу настроение - моей матушке, знакомым, прихожанам моим, которых сильно люблю. И они ждут, что я что-то новое им «выдам». Только и всего. Но я не карикатурист, а прежде всего священник. А карикатуры - просто по слову Апостола Павла: - «Каждый оставайся в том звании, в котором призван» (1Кор. 7-20)

Нарисовал недавно карикатуру «Разговаривающим в храме посылаются скорби и печали», но для немцев, вместо «скорбей и печалей» подписал: - «Если в церкви не разговаривать, то вам будет очень хорошо». Им так понятнее. Это у нас скорби и печали, а у них там социальный заповедник.

На самом же деле этот плакат я посвятил любимой прихожанке Нине: она любит поговорить в церкви. Я однажды сделал ей замечание, попросил поменьше отвлекаться и отвлекать других. И вскоре она, понятное дело, безо всякой связи с нашим разговором, сломала ногу. Пришел я к ней в гости и увидел, что она живет одна, и ей дома просто не с кем поговорить. Когда она приходит в церковь, конечно, ей хочется пообщаться во время чтения третьего и шестого часа.

Только зажила у нее нога, она руку ломает. Когда выздоровела, увидела плакат, засмеялась: - «Ой, а вот это я». Нашла она себя там.
Самое интересное, что прихожане посмеялись, посмеялись, но потом замолчали на какое-то время.
Меня спрашивают: у вас православный юмор? Не может быть специального православного юмора, как и католического. Юмор, он или есть, или нет. Главное, чтобы юмор был не пошлый. Он может быть, например, как у меня - чуть хулиганским.
Одно время, в связи военными действиями в нашей стране, мне было не до шуток. Я не выкладывал карикатуры на «Фейсбуке». Погиб под Мариуполем наш прихожанин, у многих прихожан сыновья и мужья были призваны в АТО.
Через некоторое время мне позвонил священник, отец Андрей Пинчук и говорит: «Напрасно ты не выкладываешь карикатуры. Бывает на душе так тяжко, а тут ты нам радость доставишь, и легче на душе». Вот я опять начал шутить.

Как они рождаются - не знаю. Я выпускал газету, и раз в месяц мне надо было делать новую карикатуру. Бывало так, что сразу аж четыре получается, а в этот раз - ничего. А высасывать из пальца я не люблю, натянутый юмор, он неинтересен. Было как-то, даже заснул за рабочим столом. Очнулся. Есть! И утром газета пошла в печать.

Никогда не слышал осуждения в свой адрес, что вот, священник, а карикатуры рисует. Даже нашему архиерею, я чувствую, нравится, поскольку он человек с хорошим чувством юмора.
Вообще люди, не имеющие чувства юмора - очень несчастны и в некоторой степени опасны. Есть такое выражение - «Таких в разведку не берут».
Отец Константин, который меня воспитывал, при советской власти служил на одном приходе 25 лет. Он был человек строгий, но с большим чувством юмора. Он однажды в храме сказал, что зануды в Царство Божие не попадут.

Самое страшное гонение - когда нет никаких гонений
_________________
Мне кажется в советские времена, когда вера была вне закона, верующим было проще. Сейчас, например, для молодежи больше соблазнов. Даже если сравнивать молодежь, которая приходила ко мне в храм в 90-е и сегодня - это большая разница. Сейчас больше цинизма и исчезают романтики. А православные, в основном, - романтики. Сложнее и с детьми. Им родители купили планшеты, смартфоны и они теперь из «сетей» не выходят.
Помню, как вычитал у Иоанна Златоуста, что самое страшное гонение - это когда нет никаких гонений. Сейчас СМИ заменили отделы по делам религии. Церковь в последнее время подверглась шквалу критики о наших недостатках. Но нас не должно это пугать. Мы и так знаем, что у нас масса минусов, ведь Церковь - это разные люди и разные священники, которые не с неба же спускаются. Но это нормальное явление, когда у нас есть проблемы.

Я за свою жизнь видел недостойное поведение священников. Но их не стоит осуждать. Господь их терпит? И у меня есть свои «тараканы». В церкви встречаются грубые прихожане, но больше добрых и вежливых. Церковь - это больница и мы заражены главной болезнью - эгоизмом. Главное, что мы собрались у единой Чаши. Вот если бы я не был в Церкви, не причащался, я был бы, наверное, еще большим чудовищем.

Люди уходят из Церкви или отказываются в Нее войти по разным причинам. Кого-то тяготят заповеди и посты, кому-то не нравится священник. Но причина, скорее сего в игнорировании самого важного и, на самом деле, единственно важного вопроса - Действительно ли Христос воскрес? Истину ли говорит Евангелие? Если да, если веришь, то тебя никто и ничто не отлучит от любви Божией.



Про политику
___________
Священник вообще не должен касаться политических тем. Он не должен давать повода, чтобы прихожане говорили о политике в церкви. Это то, что может разделить общину.
Если меня напрямую спрашивают по поводу предстоящих выборов, я стараюсь отшутиться, чтобы незаметно перевести разговор на другую тему.

Неблагодатные свечки и благословение на чайник
_______________
На карикатуру про «неблагодатные свечки» меня натолкнули православные объявления в храмах, которые я увидел в социальных сетях. У нас в приходе подобных тем для вдохновения, к счастью, нет.
Слышал я и истории, что верующие пытаются переложить на священника ответственность даже за самый мелкий бытовой поступок: «батюшка, благословите чайник», « батюшка, благословите молоко пить…»
Думаю, что это как следствие воспитания советской властью, когда нас и вылечат и выпишут, поставят на учет, отчитают на партсобрании, поставят на вид… Люди так и жили. За них думали, вели по жизни с пеленок, их воспитывала КПСС.

Радует, что в нашем приходе люди чувствуют ответственность за храм. Слава Богу, наши мужчины все умеют делать сами. Сегодня, например, перегоревшие лампы кто-то уже поменял. Надо было поставить утепленные двери. Люди несколько месяцев собирали деньги. Собрали и поставили. И так во всем. Это нормальное явление. Поскольку каждый человек, который ходит в церковь, член общины, точно такой же хозяин храма, как и я, и они должны любить церковь, как и свое жилище.
См. интервью полностью и другие карикатуры

Карикатуры

Previous post Next post
Up