Трагедия «Charlie Hebdo» глазами художника-карикатуриста

Jan 14, 2015 12:25





Владимир Кремлев

Для начала разрешите сказать несколько слов о себе, чего я делать не люблю, так как принцип - «не зовут - не иди, не спрашивают - не отвечай» мне очень по душе. Я, Владимир Кремлёв, художник-карикатурист, и мое творчество вы знаете и видите здесь, в «URA.Ru» я рисую комиксы. Рисую без подписи, так как это коллективный труд редакции, а я лишь просто рисую. Ну, теперь вы знаете, в кого кидать тухлые помидоры или скупо, по-уральски, похвалить. В жанре сатирической графики я работаю давно, поэтому редакция попросила рассказать о моих мыслях по поводу трагедии «Charlie Hebdo», а я, как принято в приличном обществе, вам представился и отвечаю. Во многом о приличном обществе мы и будем размышлять, об иллюзорном обществе, которого нет нигде в мире, но это идеал, к которому надо стремиться.

Так вот, об обществе, точнее о его виртуальном клоне. В Интернете есть сообщества карикатуристов со всего мира, в которых я состою и иногда просматриваю, читаю, что-то публикую. Меня несколько покоробило то, что буквально через час после кровавой бойни в редакции французского сатирического журнала в сообществах художников стали появляться рисунки с прострелянными, сломанными карандашиками в разных вариациях, но в целом, кровоточащие инструменты укладывались в одну мысль и схему - «Наших бьют!» Что это? Цеховая солидарность? Не верю. По моему опыту, карикатуристы, за редким исключением, вообще редко дружат между собой, а в конкурентных стилях и одного уровня мастерства особенно не дружат. Может быть, это ложное ощущение собственной значимости? Типа, смотрите, мы несем людям свободу мысли, а нас за это убивают. Сознаюсь, был и у меня соблазн, и еще не успели остыть тела убиенных французских коллег, как я уже разместил в своем профиле «Фейсбука» пару карикатур из своего архива в тему засилья мусульман в Европе. Такая профессия - использовать любой информповод. Но как-то я тут же ужаснулся своему профессиональному, но все же цинизму и буквально через пару минут удалил эти публикации. «В приличном обществе так не поступают», - подумал я. Быть «торопыжкой» как-то противно. И не от души это, так творчески попиариться на событии.

По-человечески, жаль коллег, их безрассудная самоотверженность вызывает нет, не уважение, какой-то шок, чувства, что сложно описать. Попробую, коль попросили. Нельзя не отдать должное смелости сорокасемилетнего карикатуриста Стефана Шарбонье, главного редактора «Шарли Эбдо» с 2009 года. Весной 2013-го он попал в черный список «Аль-Каиды». Он, как и его коллеги Жорж Волински, Жан Кабю, Тюнис и другие прекрасно знали, что дразнят злобного и беспощадного тигра, имя которому - исламский радикализм. Стефан Шарбонье говорил: «Каждый раз, когда мы делаем обложку, посвященную исламу, нас обвиняют в провокациях. Но мы стараемся заниматься провокациями каждую неделю. Провокация - это наш хлеб насущный. Материалы про ислам не более провокационны, чем другие». Или вот еще цитата - «Нужно ли продолжать смеяться над исламом? Нужно до тех пор, пока он не будет казаться столь же обыденным, как католичество».
Понимаю, это их, французских художников, писателей и журналистов - право и давние традиции. Началось все это еще до вышеописанного журнала. Например, многие из нас еще с советских времен знакомы с творчеством Франсуа Лежёна (псевдоним - Жан Эффель). Во время фашистской оккупации Франции Эффель участвовал в движении Сопротивления. Он работал в подпольном «Полночном издательстве», выпуская вместе с Луи Арагоном и Полем Элюаром антифашистские сатирические листовки. Но у нас, в безбожное советское время, был больше известен его сборник «Сотворение мира» на темы Ветхого завета, по мотивам которого Исидор Шток написал пьесу «Божественная комедия».
Этот сборник есть и у меня, в основном в нем добродушные рисунки, где даже Дьявол нарисован всего лишь как шкодливый пакостник. Не случайно эту книжку с картинками так любят рассматривать маленькие дети, что и читать-то еще не умеют. В целом, в этом сборнике нет глумления над христианством, есть лишь добрая ирония над примитивным и буквальным пониманием Ветхого завета, в котором каждое слово имеет значение на многих уровнях, но передается образами, понятными людям, что жили несколько сотен лет назад.

Творчество журнала «Шарли Эбдо» - продолжение западноевропейских традиций, но, в отличие от Эффеля, их юмор не такой добродушный, он беспощадный и циничный, проще говоря «ничего святого». Рисовали хорошо, но «без царя в голове». В карикатуре мысль первична, а рисунок вторичен - он есть лишь ее выражение. Поделиться мыслью - значит умножить ее силу. И не факт, что эта сила не ударит в ответ. Они об этом знают и знали.

Делать из французских карикатуристов великомучеников всё же не стоит. Встретились мученики-карикатуристы и мученики-исламисты и... Не смешно, согласен. Плохая у меня получилась шутка, циничная. Чем, кстати, на мой взгляд, очень грешили художники «Charlie Hebdo». Согласитесь, нарисовать торчащий из ширинки член президенту Олланду и разместить это на обложке журнала, не есть верх остроумия и мастерства. Глумиться над исламом, да и вообще над всеми мировыми религиями, просто не по-людски. Цинизм выше нормы, а нормы и не было у них. Возможно, я не прав, и художники, как и вышеупомянутый Эффель, иронизировали лишь над примитивным пониманием религиозных канонов. Может быть, еще раз подчеркиваю - это их право. Но нужно ли противопоставлять примитивному и радикальному пониманию, например, ислама, не менее примитивные шутки?

Юмор журнала крайне незатейлив. Где французское изящество и витиеватая красота мысли, что играет и искрится множеством оттенков, как благородное вино? Его нет. Уже давно. Даже американские юмористические издания, многие из которых не гнушаются клозетно-фаллосных шуток уровня «ниже плинтуса» (американский юмор, мы с ним знакомы) не решились перепечатывать карикатуры из французского журнала. Во Франции в среду журнал выйдет миллионным тиражом. А прошедшее в Париже шествие солидарности впечатляет своим масштабом. Понимаю, французским политикам, да и мировому сообществу, важно показать, что их не запугали, они скорбят по убитым. Но как же тысячи убитых с обеих сторон конфликта на Украине? Тысячи жертв внешней политики Штатов и Запада на Ближнем Востоке?

Писать о крахе идеи мультикультурализма в Западной Европе, повторять слова пятилетней давности госпожи Меркель о провале такого подхода к миграции из стран Ближнего Востока и Африки я не буду, о двойных стандартах и лицемерии политиков тоже. Это очевидно. О том, что в мире каждый день гибнут ни в чем не повинные дети, женщины и старики, тоже все знают. Все всё знают. Но...

Большинство простых и добросердечных людей, будь то мусульманин, буддист или христианин, агностик или атеист, просто искренне жалеют художников и журналистов журнала «Шарли Эбдо». Они просто чувствуют чужую боль, как свою. Но вот как-то избирательно и локально, не находите? Лично у меня больше вопросов, чем ответов. Есть над чем подумать. Я не политолог, я просто художник. Я не аналитик-всезнайка, бесчисленное количество которых «ездят по ушам» в телеэфирах и про все у них есть суждение и ответ. Я стараюсь никого не судить, я просто думаю и не совсем понимаю, что дальше. Каждый вправе мыслить и творить как хочет. Нужно ли это ограничивать? Может быть, «Шарли Эбдо» должен выходить как журнал для взрослых, попросту говоря, как порнография в закрытых обложках и исключительно по подписке? По принципу: не нравится - не ешь. Но люди, как дети, запретный плод сладок. Не знаю, да и не мое это дело. Я искренне сочувствую семьям убитых, мне жалко коллег. Но я не солидарен. Я не Шарли.

Не совсем понимаю, что будет дальше, но уверен, что мы станем свидетелями, и очень надеюсь, что не участниками трагедий, подобной случившейся в Париже аккурат в наше православное Рождество. В номере «Шарли Эбдо», что выйдет миллионным тиражом в среду, будут новые карикатуры на пророка Мохаммеда. Нашла коса на камень.

Владимир Кремлев © Служба новостей «URA.Ru»

Статья, События

Previous post Next post
Up