Многие годы отдав профессиональному занятию шахматами, был вчера сражен свежим заголовком на сайте губернатора:
Шахматы могут стать брендом Южного Урала.Могут-то они, наверное, могут. Как, допустим, может и триатлон или парусный спорт. Навскидку перебрав действующие ведущие имена (гроссмейстеры Курносов, Двойрис, Понкратов, Шумякина) и не вспомнив ни одного вызвавшего резонанс в шахматном мире местного проекта, легко понять, что, например, до Калмыкии или до Югры нам в плане брендирования шахмат как до Луны.
Автор идеи, челябинский омбудсмен Алексей Севастьянов, недавно ставший президентом областной шахматной федерации, по этому поводу рассказывает сказки:
«Именно в Челябинской области, в Златоусте, родился Анатолий Карпов - легенда шахматного мира. Челябинским теоретиком Евгением Свешниковым разработан вариант Сицилианской защиты... И во всем мире это ответвление Сицилианской защиты известно именно как «Челябинский вариант». Ну чем не мировой бренд?»
Итак, точки опоры для бренда - Карпов и Челябинский вариант. Дважды вынужден огорчить тов. Севастьянова.
Анатолия Евгеньевича Карпова продвигать можно и нужно было в 70-80 годы прошлого столетия. И уже лет двадцать как делать это категорически поздно.
Что же касается варианта в Сицилианской защите, то во всем мире он как раз таки известен как вариант Свешникова, к слову, давным-давно жителя и гражданина Латвии. И лишь в России, ещё по старинке со времен СССР, говорят про Челябинский вариант (советский человек не мог дать имя варианту, а советский город - вполне). И то всё реже.
Поэтому чтобы шахматы стали брендом Южного Урала, нужно очень много, долго и кропотливо работать, начиная с сегодняшнего дня. И желательно без громких фраз. А то ведь, честное слово, Нью-Васюками отдаёт.