Оригинал взят у
d111vilchinskiy в
Парижская коммуна - 72 дня, СССР - 27076 днейвзято у себя:
http://kib.org.ru/parizhskaya-kommuna-72-dnya-sssr-27076-dnejj
в продолжение «
Опроверг ли распад СССР коммунистическую идею?»
Великие вещи приходят в мир тернистым путём проб и ошибок.
Мы, жители XXI века, наблюдаем вокруг такое множество сложных технических устройств, что затруднительно перечислить даже основные их категории. Однако за этим видимым разнообразием и массой скрывается невидимая, многократно большая «подводная часть айсберга» - предшествующие опытные прототипы, предыдущие версии устройств.
Как, например, рождались самолёты? В 1890 году Адлер Клемент осуществил полёт на аппарате «Эол» дальностью около 50 метров. В 1903 году самолёт братьев Райт «Флайер» при первой попытке взлёта упал сразу же, при второй - пролетел 37 метров, находясь в воздухе 12 секунд. Третья попытка - 52 метра, четвёртая - 60. Наконец, в ходе пятой попытки самолёт преодолел 256 метров, пробыв в воздухе 59 секунд. После чего потерпел тяжёлую катастрофу. В следующему году «Флайер-2» начал свой путь серией аварий, однако наконец пролетел 400 метров. Затем была взята отметка в 1000, далее - 5000 метров… Тут риторический вопрос: потерпевший катастрофу «Флайер-1» был напрасной ошибкой или всё-таки историческим достижением, бесценным опытом?
А что бы было, если б люди бросали дело после первых неудач, и не совершенствовали успешно достигнутое? Человечество никогда бы не увидело индустриальной революции. Это можно сказать наверняка. Об автомобилях, компьютерах и космических кораблях можно было бы и не мечтать.
По аналогии можно рассмотреть вопрос о коммунистических формациях. Антикоммунисты делятся на два вида: невежд и подлецов. Первые не знают, что Советский Союз был точно не первым опытом построения коммунистического общества, вторые - делают вид, что не знают. И поэтому оба говорят о якобы «провальном», о якобы «эксперименте» (в единственном числе).
Даже если не ходить в седую старину, к глубоким аналогиям и отдалённым прототипам, а подойти близко к современности, то можно обнаружить, что в XIX веке во Франции была Парижская коммуна («Commune de Paris» на языке оригинала). Что можно обнаружить, если сравнить предшествующую и последующую формации? Был ли прогресс?
Длительность времени существования. Парижская коммуна просуществовала 72 дня, Советский Союз - 74 года, 1 месяц и 18 дней (если считать от Октябрьской революции, хотя если брать от объединения советских республик, то результат будет не принципиально меньше - без 4 дней 69 лет) или 27076 дней. То есть, СССР существовал в 376 раз дольше. Вот теперь и представьте, что мы создали модель самолёта «А», которая пролетела 72 метра, и разбилась, а спустя время усовершенствованную модель «Б», которая также потерпела катастрофу, но пролетела 27 километров. Кто после такого революционного успеха может сказать «это провальная идея! прекратите свои разработки и опыты!»? Только темнейшие дураки и сознательные враги рода человеческого.
Масса и объём. Коммуна 1871 была по большому счёту именно только парижской: в марте несколько французских провинций также восставало, однако в течение недели (в Марселе - в течение 2-х недель) очаги были подавлены. По «массе и объёму» - площади, числу граждан, природным ресурсам - Советский Союз превосходил Парижскую коммуну также в сотни раз.
Глубина преобразований. СССР продемонстрировал колоссальный прогресс не только количественный, но и многогранно качественный. Куда более глубокие социалистические преобразования дали обильные плоды: уникальные темпы индустриализации, ликвидация эксплуатации человека человеком, интенсивные социальные лифты, доступная для всех медицина, лучшее в мире образование, спортивное первенство, первенство в покорении космоса и множестве передовых технологий, создание мощнейшей армии, ядерного щита, и т.д., и т.д., и т.д.
Тут очень познавательна статья Ленина «Уроки Коммуны». Отрывок:
«Несмотря на то, что социалистический пролетариат делился на многие секты, Коммуна явилась блестящим образцом того, как единодушно умеет пролетариат осуществлять демократические задачи, которые умела только провозглашать буржуазия. Без всякого особого сложного законодательства, просто, на деле провел захвативший власть пролетариат демократизацию общественного строя, отменил бюрократию, осуществил выборность чиновников народом.
Но две ошибки погубили плоды блестящей победы. Пролетариат остановился на полпути: вместо того, чтобы приступить к «экспроприации экспроприаторов», он увлекся мечтами о водворении высшей справедливости в стране, объединяемой общенациональной задачей; такие, например, учреждения, как банк, не были взяты, теории прудонистов насчет «справедливого обмена» и т. п. господствовали еще среди социалистов. Вторая ошибка - излишнее великодушие пролетариата: надо было истреблять своих врагов, а он старался морально повлиять на них, он пренебрег значением чисто военных действий в гражданской войне и вместо того, чтобы решительным наступлением на Версаль увенчать свою победу в Париже, он медлил и дал время версальскому правительству собрать темные силы и подготовиться к кровавой майской неделе.
Но при всех ошибках Коммуна есть величайший образец величайшего пролетарского движения XIX века»
После чтения этих строк создаётся впечатление, что они написаны как минимум через несколько лет после Октябрьской революции. Но нет же, на дворе был 1908 год! Потрясающе насколько точно Ленин проанализировал причины поражения Парижской коммуны, ведь уже известно, что через несколько лет после написания этой статьи начнётся успешная «работа над ошибками». Только уже на территории не Франции, а России.
Надо особо подчеркнуть, что Ленин оценивал небольшую 72-дневную коммуну, с её робкими преобразованиями, словами «блестящий», «величайший образец»! Несмотря в том числе и на то, что от разгрома Коммуны прошло почти сорок лет, да и была она даже не в соседней стране. Очевидно, что Владимира Ильича не вводили заблуждение и уныние злые языки, которые своими насмешками пытались деморализовать коммунистов. Так назрел ещё один риторический вопрос: а если бы Ленин жил сегодня, в 2015 году, то что бы он сказал о куда более грандиозном опыте Советского Союза? Хватило бы для выражения восторга всех языков, которые знал?
Итак, после космического (во всех смыслах этого слова) успеха СССР, нам ли быть в печали? Мы, современники, можем построить ещё более великое общество. Всё зависит от нашего желания. Будет настоящее желание - будут и трудовые подвиги. Будут трудовые подвиги - будет и невиданный ранее успех, новые горизонты светлого будущего.
добавить в friend-ленту