За последний месяц аж три раза была в театрах (до этого не была несколько лет, да и то, ходила не чаще раза в год). Итак, посмотрено:
1) "Встречайте, мы уходим" в Театре Моссовета. Ну так себе. Весь спектакль казалось, что два актера пытаются спасти крайнее неудачную пьесу. Действие еле тянулось. Сцены были разделены небольшими перебивками танцующих людей. Ну да, симпатично танцевали, я вообще люблю смотреть на красиво двигающихся людей. Но тут эти перебивки лишь рвали и замедляли и так небыстрый спектакль. Мыслей особо глубоких мной замечено не было (понравилась только фраза (в вольном пересказе) "Знаете, проблема обычно не в том, что жизнь слишком короткая, а в том, что она оказывается очень длинной"), каких-то сильных моментов тоже. Хотя актеры вроде как старались. Но спектакль рекомендовать не могу....
2) Про второй спектакль лишь напишу, что собиралась на него несколько лет, видела в афишах давно. Мне неожиданно понравилось, может даже схожу как-нибудь еще, но рекомендовать не решусь.
3) А третий спектакль был вчера - "Мне приснилось, что ты умерла" в teatr.doc. И меня зацепило. Спектакль очень камерный, в зале было около 30 стульев, а зрителей было 10 человек (я пересчитала). На сцене - всего две актрисы. И все действие строится по схеме "сначала эти две актрисы очень быстро и очень четко читают с экранов ноутбуков текст, как бы разговаривая друг с другом по скайпу" - "одна актриса выходит к микрофону и говорит что-то от себя" - "другая актриса выходит к микрофону и говорит что-то от себя". И так вот по кругу несколько раз. А говорили актрисы о личном - о своих страхах, мыслях, тревогах. В афише написано, что каждый раз они говорят что-то новое, что даже режиссер не знает, о чем будет речь. Но меня очень тронули те переживания, о которых говорила одна из актрис. Вторая, как мне кажется, не смогла перейти грань откровенности, она начинала о чем-то важном, но не доводила мысль до конца, ее рассказ схлопывался где-то на полпути к сути. А первая вот действительно проявляла себя очень уязвимой, и меня это зацепило.
Вообще это было похоже на сеанс психоанализа, только я там была не пациентом, не врачом, а лишь наблюдателем. И это было тяжело - очень хотелось задать вопрос, подсказать слово, что-то свое вставить, ободрить, утешить. Это было нельзя, надо было просто сидеть и слушать, проживать вот такой поток чужих мыслей. Мне было непросто, но это был точно очень интересный опыт. Как часто мне не хватает умения просто слушать, не вклинивая своё "я" в чужой рассказ.
И я вот еще подумала, а смогла бы я что-то такое рассказать? Рассказы были очень разные, но они все были про чувства. И вот я понимаю, что я даже про свои действия с трудом кому-то рассказываю (и этот ЖЖ тому свидетель - часто ли я тут пишу о том, что со мной случается? крайне редко). Про мысли рассказывать еще сложней. А про чувства? Мне кажется, я сама себе особо не отдаю отчет, что там я почувствовала, не то что вербализировать это хотя бы себе (и тем более для других). Это какой-то запредельный уровень откровенности. Я еще сейчас читаю книгу "Вы хотите поговорить об этом? Психотерапевт. Ее клиенты. И правда, которую мы скрываем от других и самих себя", так что вчерашний спектакль очень лёг на размышления, на которые наталкивает эта книга (люблю, когда вот так по жизни что-то складывается один-к-одному).
А вообще рассказы были очень разные. Например, про то, как в детстве актриса решила позвать всех одноклассников в гости на день рождения, в том числе Марину, с которой никто не общался, и позвала. А потом одноклассники подошли и сказали, что если пойдет Марина, то они не придут. И девочка подошла посоветоваться к маме, а та сказала "ну что же, придется Марину "отпригласить". И актриса пошла к этой девочке и сказала, что вот, ей нельзя прийти, а та начала плакать и сказала, что она и книжку уже купила. И вот прошло столько лет, а актриса очень жалеет, что не выбрала тогда эту марину, а не одноклассников.
Или про то, что вот ты живешь хорошо и тебя мучает, почему родные не могут тоже жить хорошо, ну почему. И не поможешь никак.
Или про то, как коллега в глаза говорила, что очень любит актрису. А один раз актрисе надо было после спектакля на поезд и она попросила напарницу поменьше импровизировать, чтобы не затягивать спектакль. И та сказала "да, конечно". А на деле сразу же стала затягивать, так что актриса почти опоздала на поезд (мчалась на какой-то попутке на вокзал). И вот она себя спрашивает "Как продолжать общаться, когда ты думаешь про другого - ты дурак или подлец"
Там были и другие рассказы. В конце мне очень хотелось подойти и обнять актрис. Не в знак утешения, а просто как "спасибо, что поделились". Но формат спектакля не предполагает объятий, только аплодисменты. Но я очень благодарна им за этот опыт.