Экономика независимого артиста.

Apr 28, 2011 22:54

Originally posted by z8z at Экономика независимого артиста.

По давним просьбам трудящихся, попробую рассказать о том, как независимые западные музыканты чувствуют себя во времена смуты краха музыкальной индустрии. Конечно, рассказ субъективен, но основная его ценность, на мой взгляд, в личном опыте и развенчании некоторого количества мифов вокруг музыки и музыкантов. Сразу оговорю несколько принципиальных моментов - в финансовых вопросах я беру "среднюю температуру по больнице" - просьба это учитывать. Еще один момент - сказанное характерно для определенных жанров музыки (электроника, убран, хип-хоп), стоимость "жизни" полного рок-состава существенно отличается в большую сторону, а у диджеев - в меньшую.

Звукозапись.

Один час записи в американской студии среднего уровня стоит порядка 50$. Если работать быстро, одну композицию можно записать и свести за 2 - 3 часа (то есть, фактически, запись голосов и пары живых инструментов на готовый бит - так работает большинство независимых хип-хопперов). Мастеринг готового трека стоит от 70 до 100$ за трек, вне зависимости от его хронометража. Итого, себестоимость записи одного трека приемлемого для дистрибьюции качества - 170-250$. Именно поэтому у независимых музыкантов есть такая выработанная годами "формула независимости" - серьезным делом это можно назвать только тогда, когда у артиста набирается не менее 1000 преданных поклонников (для коллектива формула выглядит так - 1000 поклонников + 500 на каждого участника группы) - купив этот трек на iTunes за 99 центов они обеспечат достаточный доход, чтобы не умереть с голоду (музыкант получит от 50 до 70 центов с каждого проданного трека). Это - грань выживания, нетрудно посчитать, что для более-менее сносного существования нужно выпускать по синглу каждый месяц или один альбом в год (в этом случае результат может быть еще печальнее - средняя стоимость альбома на iTunes - 9.99$, музыкант получит около 7 долларов за каждый проданный альбом) а треков может быть и больше, чем 10, то есть, стоимость и записи-сведения, и мастеринга возрастет. На доход в 400$ с небольшим в месяц артист особенно не разгуляется. А если это группа из трех человек? А если квартет или квинтет? При этом, для того, чтобы заработать даже эти деньги приходится промоутировать себя 24 часа в сутки 7 дней в неделю. А группе, например: нужно постоянно репетировать и сочинять новые треки.

Универсальное правило музыкальных продаж на западе - чем больше у тебя видео и чем они эффектнее, тем лучше продаются треки. Видео любят все - поклонники, музыкальные сайты, блоггеры. Каждый клип также требует затрат - материальных или временных. При этом, на западе люди еще готовы покупать mp3-синглы или альбомы и поддерживать понравившегося исполнителя, а в России музыканты лишены даже этого.

В этом месте я, прямо-таки, слышу вопль "антикопирастов" - "Музыка должна быть свободной! Пусть зарабатывают с концертов!". Ну, что же, поговорим о концертах.

Концерты.

Концерты на западе условно делятся на 3 типа: летние фестивали, support acts ("разогрев" у более успешных команд) и сольные шоу. Для начинающего музыканта наиболее реален последний вариант - его можно организовать самостоятельно и получить 100% заработанных денег. Для первых двух опций в большинстве случаев необходимо наличие агента (персонального менеджера или контракта с концертным агентством). Менеджер получит приблизительно 30% доходов от всей концертной деятельности начинающего артиста (с ростом востребованности можно будет снизить планку до 10-15%). Но - вернемся к наиболее реальному варианту - сольники в клубах (концертные агентства берут под крыло далеко не всех желающих, а менеджера "со связями" найти тоже не так-то просто).

Средняя стоимость входного билета на концерт малоизвестной группы - 10$. Музыканты с большой долей вероятности получат 100% денег с каждого проданного билета, если клуб маленький и не имеющий статус "культового" со своей постоянной публикой - в таком случае, клуб оставит себе до половины всей входной кассы. Но чаще всего это просто бар с небольшой сценой, человек на 100. Такие площадки зарабатывают с продажи алкоголя, отдавая все деньги за вход артисту. Итого, выручка с одного среднего концерта независимого артиста составляет от 200$ до 1000$ - последняя цифра, впрочем, из области фантастики.

"Ну и что - скажут "борцы" - пусть играют каждый вечер, и дело в шляпе!" Не совсем так. Во-первых, основная концертная жизнь происходит в пятницу - субботу, причины, я думаю, понятны. Большая удача играть в этот день. Большая же часть площадок либо работает с воскресенья по четверг в режиме бара, либо является специализированными музыкальными клубами, куда не так-то просто попасть (обычно такие клубы требуют гарантий от коллектива - не менее, скажем 50-100 фэнов с каждой группы, играющей в этот день). Но даже если артист уже "широко известен в узких кругах" и клуб не против предоставить ему сцену, день концерта может быть и четвергом (традиционно самый провальный день недели с точки зрения проведения концертов) и вторником (попробуйте вытащить хотя бы десяток своих друзей куда-нибудь вечером во вторник!). Что касается туров, концертные агентства заинтересованы в артистах с устойчивой фэн-базой (street team) в каждом городе будущего тура. Схема работы проста - с группой или исполнителем подписывается соглашение, которое определяет размер комиссии от суммы сборов, а затем билеты поступают в предварительную продажу в каждом городе, где запланированы выступления (в среднем - за месяц до). Если за первые 2 недели проданы меньше 30-40% билетов, концерт отменяется.

Сувенирная продукция.

Еще одна статья доходов музыкантов - продажа мерчандайза. Диски, предоплаченные download cards на скачивание альбома или сингла, флэшки с mp3, кружки и футболки со своей символикой - всё это артист заказывает "за свои кровные" и потом продаёт на концертах, чтобы компенсировать недостаточное количество проданных треков. Да, любой музыкант мечтает заниматься музыкой и только музыкой, но в реальности, отработав свое часовое выступление в клубе, музыкант становится за прилавок и превращается в продавца всякой всячины. Сразу оговорюсь - наценку в 300% на эту всячину сделать не получится - люди на западе уже привыкли, что футболка с лого любимой команды не может стоить больше 20$ (обычно - 10$) при этом, себестоимость такой футболки с нанесением лого при небольшом тираже - около 5-7$.

Из этих цифр и складывается экономика независимого артиста. Замечу, что для активной концертной деятельности, кроме музыкантов требуется еще и собственный звукооператор - ещё одна статья расходов. Надеюсь, теперь понятно, почему средняя американская группа ездит на гастроли в собственном микроавтобусе, экономя на билетах на рейсовые автобусы, поезда или самолеты, и часто всем составом еще и ночуют в этом же микроавтобусе (я не шучу - мои знакомые рокеры так и живут).

Вот поэтому мне всегда смешно, когда кто-то в запале начинает меня убеждать в том, что с концертов можно неплохо жить, а записи должны оставаться лишь бесплатной рекламой выступлений артиста. Помимо того, что независимой группе даже средней руки очень сложно сводить концы с концами в условиях непрекращающегося спада продаж альбомов (не нужно думать, что страдает только продукция мэйджоров), это еще и чревато падением качества записи и отсутствием музыкального развития артиста (зачем записывать каждый следующий альбом лучше, чем предыдущий, зачем платить саунд-продюссерам и опытным звукоинженерам, если это всего лишь реклама концертов?).

Так что если этот текст заставил вас хоть немного задуматься, я буду считать свою миссию выполненной. Поддержите ваших любимых независимых артистов. Сходите на концерт, купите уже давно скачанный вами на халяву из торрентов альбом (подарите оплаченное скачивание другу, например), напишите пост об артисте у себя в блоге, закажите футболку или кликните несколько раз на рекламные баннеры на его сайте, напишите ему о том, что для вас значит его творчество… А лучше сделайте все вышеперечисленное сразу, и тогда та музыка, которую вы любите, будет с вами не только тогда, когда ваш кумир наскребёт деньги на запись и выкроит время после своей основной работы.
Previous post Next post
Up