Или о том, что скрывается за страхом старости у женщины с истерическим характером»
Психологический анализ художественного фильма «Хлоя».
В данной статье я проведу психологический анализ художественного фильма «Хлоя» и на примере его главной героини Кэтрин, покажу, что скрывается за паническим страхом старости женщины с истерической структурой характера.
Ключевая фраза в фильме " Хлоя" - это фраза, которую сказала Кэтрин своему мужу на 76 минуте 15 секунде фильма. Она сказала " Я чувствую, что мне 19, а в зеркале я вижу, что мне уже нечем тебя соблазнить"
В этой фразе квинтэссенция внутреннего конфликта главной героини фильма Кэтрин.
Кэтрин делает ошибку за ошибкой, идёт на поводу у своей подозрительности, у своих фантазий про то как, где и с кем муж изменяет ей. Эти фантазии об измене структурируют её жизнь. Вносят хаос. Притягивают лишних людей. Последствия этих фантазий создают много проблем ей самой, её сыну, её мужу и Хлое.
Психологический возраст Кэтрин отстает от её реального, физиологического возраста.
"С каждым годом ты всё хорошеешь: каждый седой волос, каждая морщинка делает тебя всё неотразимее. А я.. Я чувствую себя старухой.. Дэвид, я уже не могу на себя смотреть. Я уже не знаю кто я... Мне кажется что мне 19, а в зеркале я вижу, что мне уже нечем тебя соблазнить" - вот она причина психологических проблем Кэтрин.
Почему женщины такого типа как героиня фильма Кэтрин, так боятся старости и что скрывается за этим страхом? Попробуем в этом разобраться.
Главная героиня фильма " Хлоя" Кэтрин ,- это женщина с истерической структурой характера. И буквально каждый кадр фильма, каждое слово Кэтрин очень наглядно это иллюстрирует. Самый большой страх Кэтрин - это страх потерять сексуальную привлекательность для мужа. Стать сексуально не востребованной для него. Именно поэтому , первое что приходит на ум Кэтрин, когда муж остаётся на свой День Рождения в другом городе - это подозрения о его измене. Именно это подозрение продиктовал ей её бессознательный страх. Затем Кэтрин начинает воплощать в жизнь свой бессознательный сценарий. Она, одержимая идеей своей сексуальной непривлекательности, своим старением, своим несоответствием запросам мужа, " подсовывает " ему молодую проститутку. Зачем? А для того, чтобы удостовериться, или наоборот разувериться, в своих подозрениях.
Что движет Кэтрин? Кэтрин движет страх старости. Почему женщины с истерической структурой характера так боятся старости? Потому что они убеждены: единственное что может привязать навечно мужчину к женщине это секс. Секс - это именно то, и единственное то, за что может полюбить мужчина женщину. Секс - это единственное, что может надолго привязать мужчину к женщине. " Хочет - значит любит" - вот основной лейтмотив женщин, подобных главной героине фильма. Что за этим скрывается? Откуда растут корни такого убеждения? Попробуем разобраться и послушаем что рассказывает про это современный психоанализ.
Во первых, корни такого бессознательного убеждения могут быть выражением психологической защиты под названием сексуализация. Что это такое? Это стремление превратить то, чего бессознательно боишься в восторг. И это особенно свойственно истеричкам. Как правило, самый первый сексуальный опыт истерички носит негативный характер. И, как правило, она бессознательно боится секса. И если Вам когда нибудь встречались на пути истерички, Вы могли бы заметить, что очень часто именно тема секса становится центральной в их диалогах.
События реальной жизни женщины с истеричексой структурой характера структурируются вокруг темы секса. Это - ядро, вокруг которого выстраивается жизнь. Так срабатывает бессознательная психологическая защита. Стремление превратить то, чего на самом деле боишься в восторг.
Вот как объясняет это явление психоанализ:
"Клинический опыт и исследовательская работа (Stoller, 1968, 1975, 1980, 1985; Money, 1980, 1988) спустя многие годы после работы Фрейда удивили большинство психоаналитически ориентированных ученых тем, в каких масштабах сексуальная фантазия и активность используются как защита для управления тревогой, сохранения самоуважения, нивелировки стыда или отвлечения от чувства внутренней умерщвленности.
Люди могут сексуализировать любой опыт, бессознательно стремясь превратить ужас, боль или другое переполняющее чувство в восторг. "
Во вторых, за бессознательным убеждением истерички " Хочет - значит любит" лежит крайне заниженная самооценка. Истеричка глубоко убеждена что единственная ценность женщины - это "обеспечить" мужчине хороший секс. И ничего больше. Свою ценность как личности, истеричка ощущает крайне слабо. Она может быть популярной певицей, известной актрисой, очень востребованной в своей профессии. Но! Глубинного, хорошо прочувствованного ощущения собственной ценности в ней нет. Именно поэтому истеричка может бесконечными сексуальными связями компенсировать свою слабую женскую идентификацию.
В третьих, ещё одной излюбленной психологической защитой истерички является механизм отреагирования. Что это за механизм?
"Отреагирование вовне (acting out) у истерических людей обычно имеет противофобическую природу: они стремятся к тому, чего бессознательно боятся. Соблазнения при страхе перед сексом - только один пример. Они также склонны к эксгибиционистской демонстрации своего тела при том, что сами его стыдятся, стремятся находиться в центре внимания, в то время как субъективно чувствуют, что хуже других; бравируют и совершают героические поступки, бессознательно опасаясь агрессии, провоцируют лиц у власти, будучи напуганы их силой. Изображение Театрального расстройства личности в DSM-IY в разделе “Приблизительные критерии” (Американская психиатрическая ассоциация, 1993) подчеркивает актерские аспекты истерического характера в ущерб другим не менее важным чертам.
Хотя противофобические отреагирования, очевидно, являются наиболее заметными из чисто поведенческих черт, связанных с феноменом истерии,- и именно они естественным образом привлекают внимание людей, - значение такого поведения также является важным для диагноза, а наиболее cущественной внутренней характеристикой истерического стиля становится тревога."
И ещё.
"Она использует свою сексуальность как единственную силу, которую, как она считает, имеет ее пол, вместе с идеализацией и “женской хитростью” -стратегией субъективно слабых - для того, чтобы достичь мужской силы. Поскольку она использует секс скорее как защиту, а не как самовыражение и боится мужчин и их злоупотребления властью, она с трудом достигает наслаждения от интимной близости с ними и может страдать от физических эквивалентов страха и отвержения (боль или бесчувствие при сексе, вагинизм и отсутствие оргазма)."
Это всего лишь три фактора, которые отвечают на вопрос о том, что скрывается за страхом старости женщин с истерической структурой характера и что скрывается за их избыточным вниманием к сексу.