" А я люблю замужнюю.." Или об особом выборе объекта у мужчины.

Feb 02, 2013 14:15

"Страстные увлечения такого рода повторяются с теми же особенностями много раз в жизни лиц такого типа как точная копия предыдущей. Больше того, в зависимости от внешних условий, например, перемены места жительства и среды, любовные объекты могут так часто сменять один другой, что из них образуется длинный ряд."
 З.Фрейд.




Он пришёл на первую встречу, посмотрел на меня большими, красивыми и немного грустными глазами и решительно сказал: ( пишу, разумеется с разрешения самого клиента)
" У меня третий брак. И я заметил интересную особенность: каждый раз я выбираю не свободных женщин. Каждая из них или в браке, или в достаточно прочных и продолжительных отношениях с другим мужчиной. Я начинаю за ней ухаживание, у нас завязываются отношения, я отбиваю её у мужа. Мы вступаем в брак. Она попадает в зависимость от меня и я теряю к ней интерес. В том числе и сексуальный. Эта схема отношений повторяется вот уже третий раз. Что со мной не так? И что мне надо делать?".

"Смело и чётко сформулированный запрос. И хорошая степень рефлексии" - подумала я и внутри себя отметила лёгкое чувство восхищения.


Основоположник психоанализа З.Фрейд в работе " Очерки по теории сексуальности" обрисовывает портрет мужчины, которому свойственен , так называемый, " особый выбор объекта".
В чём же особенности этого выбора и что скрывается за этим выбором?
Мужчинам данного типа свойственно делать выбор в особых "условиях любви":
1. Во первых, лица, о которых идет речь, никогда не избирают объектом своей любви свободную женщину, а непременно такую, на которую предъявляет права другой мужчина: супруг, жених или друг
2.  Во вторых, как правило это женщина, которую он в чём то воспринимает ( видит) женщиной лёгкого поведения.
"Чистая, вне всяких подозрений, женщина никогда не является достаточно привлекательной, чтобы стать объектом его любви, привлекает же в половом отношении только женщина, внушающая подозрение, - верность и порядочность которой вызывают сомнения." 
 Можно обнаружить, что первое условие даёт возможность выхода негативных чувств в адрес мужчины, у которого отнимают любимую женщину; второе условие даёт возможность испытывать чувство ревности, которое является потребностью влюблённого мужчины. "Только в том случае, если они могут ревновать, страсть их достигает наибольшей силы, женщина приобретает настоящую ценность, и они никогда не упускают возможности испытать это наиболее сильное чувство." ( З.Фрейд)
Отношение такого мужчины к женщине окрашено рядом особенностей:
 1. Стремление спасать свою возлюбленную."Мужчина убежден, что возлюбленная нуждается в нем, что без него она может потерять всякую нравственную опору и быстро опуститься до низкого уровня. Он ее спасает тем, что не оставляет ее."
 2. Навязчивый характер этих отношений. "Любовным связям с этими женщинами они отдаются всеми силами своей души, со страстью, поглощающей все другие интересы жизни. Они и могут любить только таких женщин и всякий раз предъявляют к себе требование неизменной верности, как бы часто ни нарушали ее в действительности."
 Что за этим скрывается?
1 Фиксация нежности на материнском образе
"У людей нашего типа, напротив, влечение к матери и после наступления половой зрелости имело место так долго, что у выбранных ими позже объектов любви оказываются ясно выраженные материнские признаки, и в них легко узнать замену матери. Здесь напрашивается сравнение с деформацией черепа новорожденного: после длительных родов череп новорожденного представляет из себя слепок тазовых ходов матери."
2. " Чтобы женщина была не свободна, и чтобы был пострадавший третий" - как выражение продолжающейся борьбы с отцом за овладение матерью:
"характерные черты мужчин нашего типа, условия их любви и их поведение в любви действительно происходят от материнской констелляции. Легче всего это сделать по отношению к первому условию, чтобы женщина была несвободна и чтобы был пострадавший третий. Совершенно очевидно, что у выросшего в семье ребенка неотъемлемо связан с представлением о матери тот факт, что мать принадлежит отцу, и «пострадавшим третьим» является не кто иной, как отец." (З.Фрейд)
3. Возлюбленная, как замена( воплощение) материнского образа.
Такие мужчины часто усматривают сходство между поведенческими моделями своей возлюбленной и поведенческими моделями своей матери.
"Раз все объекты любви только замена матери, то понятно и «образование ряда», которое кажется столь резко противоречащим условию верности. Психоанализ показывает нам и на других примерах, что действующее в бессознательном незаменимое часто проявляется расчлененным на бесконечный ряд - бесконечный потому, что всякий суррогат все-таки не дает удовлетворения."
4. Выбор женщины лёгкого поведения - что за ним скрывается?
Фиксация на фантазиях мальчика об овладении матерью в периоде половой зрелости.
В подростковом возрасте мальчик " узнает о существовании известного рода женщин, которые благодаря своей профессии отдаются половой любви, и поэтому все их презирают. Это презрение ему самому остается чуждым; у него рождается к этим несчастным только смешанное чувство томления и жути, так как он знает, что и он сам через них может приобщиться к половой жизни, которую считал до сих пор преимуществом только «больших». Когда он уже перестает сомневаться в том, что его родители составляют исключение из отвратительных правил половой жизни, он цинично говорит себе, что различие между его матерью и падшей женщиной уже не так-то велико, что в сущности обе они делают одно и то же. «Просвящающие» рассказы разбудили в нем следы воспоминаний о его ранних детских летах и желаниях и оживили в нем связанные с ними переживания. Ребенок начинает желать свою мать в этом новом смысле и снова начинает ненавидеть отца как соперника, стоящего на пути к осуществлению этого желания, он попадает, как мы говорим, во власть «комплекса Эдипа»."
5. Тенденция спасать возлюбленную - что за ней кроется?
Когда ребенок слышит, что он обязан жизнью родителям, что мать «даровала ему жизнь», то в нем соединяются нежные чувства с душевными движениями, выражающими стремление быть большим и достичь самостоятельности, и зарождают в нем желание вернуть родителям этот дар и отплатить им тем же.
Таким образом, за особым выбором объекта скрывается поиск матери.

"Этот своеобразный выбор объекта любви и такие странные любовные отношения имеют то же психическое происхождение, что и любовная жизнь у нормального человека: они происходят от детской фиксации нежности на матери и представляют из себя одно из последствий этой фиксации. В нормальной любовной жизни сохраняется не много черт, в которых несомненно проявляется влияние материнского прообраза на выбор объекта, вроде, например, предпочтения, оказываемого молодыми людьми более зрелым женщинам; следовательно, отделение любовного влечения (либидо) от матери произошло сравнительно скоро. У людей нашего типа, напротив, влечение к матери и после наступления половой зрелости имело место так долго, что у выбранных ими позже объектов любви оказываются ясно выраженные материнские признаки, и в них легко узнать замену матери."

З.Фрейд, Эдипов конфликт, материнский комплекс

Previous post Next post
Up