Комплекс " вечного юноши" и его зависимость от сообществ.

Aug 27, 2012 08:53

"Особенности поведения человека с комплексом Пуэра традиционно связывают с его сильной зависимостью от матери. Однако в иные периоды времени это может быть и не родная мать, не другая конкретная женщина, исполняющая эту функцию, а сообщество, некая „материнская ячейка“, которая принимает в себя индивида и растворяет в себе. Здесь мы будем говорить о том, что такому сообществу или группе передается инициатива и ответственность, при достаточно сильной личной идентификации с нею. Потому представления Марии - Луизы фон Франц о том, что скромность, отказ от эгоцентризма и, например, поступление на военную службу способны избавить от материнского комплекса, кажутся нам неверными.

Комплекс Пуэра заставляет человека, произвольно или вынужденно, раз за разом проходить психические или социальные испытания подросткового периода.

В перманентной критической социальной ситуации это постоянный поиск новых решений; это также группирование среди себе подобных для социальной адаптивности при невозможности разрешить личные проблемы. Если такой социальный вызов длится слишком долго, что бывает при войнах, катастрофах и других катаклизмах, то личность способна сформироваться именно по типу Пуэра (то есть комплекс „вечного подростка“ будет ведущим или решающим, но описание такого человека никак не будет похоже на домашнего инфантильного юношу, описанного фон Франц). Это характерная непривязанность к дому, семье, социуму, необходимость экстремальных поступков, культ преданности (при реальной верности или предательству, но значимые события происходят на этой оси) братству, размытость этических границ при пестовании некоторых общих идеалов (например, насилие в отношении граждан и близких, но служение Родине и т.д.). Здесь мы невольно вышли за рамки узкой темы преданности материнскому сообществу к размытости этических границ и необходимости экстремальной проверки себя и мира, что также является характерными признаками социальной проявленности Пуэра. Однако если вернуться к материнскому комплексу, то отметим еще раз, что личные отношения с матерью меняются на отношения с „системной матрицей“, которая как социальная ниша начинает играть роль Великой Матери. Понятно, что это способно перевести маменькиных сынков, верующих в свою исключительность и возможность не связываться с социальными правилами, на новую ступень отношений с миром, как надеялась фон Франц. Однако с материнским комплексом это справиться не дает. Наоборот, в ряде случаев, это способно его укоренить в наибольшей степени. Границы военизированной Системы в мирное время - это не личные, а принятые извне границы и правила, тотальная и сетевая зависимость от других людей и т.д. Место, где возможности личного выбора (осознания, волевого действия, поступка), до определенного времени (или звания) крайне ограничены. На войне или в мирное время армия (или иная военизированная система) кует из молодых людей социального Пуэра, идентифицированного с группой, несамостоятельного в системе, но хитрого своей смекалкой и сообразительностью индивида, которому „война - мать родна“. Примечательно, что другая крайность такого, экстремального и идентифицированного с группой социального Пуэра - криминальная субкультура, своей Матерью считает тюрьму."
автор: юнгианский аналитик Галина Бедненко

точка зрения, границы, сепарация, комплекс

Previous post Next post
Up