"Важно, чтобы гештальт-терапевт обращал внимание на функционирование организующего поля нарциссического клиента. Это означает, что он должен осознавать имеющиеся нарушения контакта. Поскольку «селф» может быть определено как «граница контакта в работе», то вопросом будет являться: какая часть селф клиента нарушена? «Селф» является гештальтистским термином для обозначения «Я», а «Я» развивается в детстве, в возрасте примерно 2-х лет. Тремя функциями селф являются Эго, Ид и Персонелити.
Во-первых, Эго. Эго отвечает на вопрос: что я хочу и чего я не хочу? Эго говорит «да» и «нет». Но нарциссическая личногсть обслуживает посредством Эго жаждущее, раздутое Персонелити, так что Эго-функция оказывается утраченной. Во-вторых, Ид. Ид отвечает на вопрос: в чем я нуждаюсь? У нарциссического клиента эта функция нарушена. Как мы уже видели, он утратил свою опору вследствие адаптации к нуждам взрослых. И, в-третьих, Персонелити. Персонелити отвечает на вопрос: кем я являюсь и кем я не являюсь? Функция Персонелити является способом, которым человек предъявляет себя миру, но внутри нарциссической личности Персонелити формируется не в контакте с Ид (второй функцией). Нарциссическая личность не покажет свои чувства вины или стыда внешнему миру. Она действует от жаждущей, раздутой Персонелити.
Далее, контактная граница нарциссической личности является слишком застывшей. Это важный паттерн, который проявляет себя, поскольку нарциссическая личность не предпринимает никаких рисков во время контакта, избегая его, главным образом, путем ретрофлексии и эготизма. Нездоровая ретрофлексия в этой сиитуации означает, что когда такой клиент разочарован, он сохраняет свое чувство разочарования внутри себя и трансформирует его в направлении совершенства. Таким образом он избегает своего собственного отвержения совершенным Я, и поступая так, он находит способ иметь о себе хорошее мнение. Эготизм означает, что чувствуя страх, клиент предупреждает себя от потери контроля. Он становится направленным внутрь себя и не открывает границ для столкновения, в котором отношения Я-Ты становятся «Мы».
А теперь мне хотелось бы дать несколько важных советов гештальт-терапевту при работе с подобными ранимыми нарциссическими клиентами. Эти советы являются результатом моего собственного опыта в качестве гештальт-терапевта, практикующего многие годы. Вообще, Гештальт-терапия не отрицает и не преуменьшает чувства клиента. Гештальт является принимающим. Поскольку нарциссическая защита представена скрыванием чувств вины, стыда и депрессии, принятие гештальт-терапевтом имеет наибольшую важность, имея целью не утратить доверие клиента и не разрушить его доверие к себе. Слишком просто заклеймить нарциссического клиента как неизлечимого или неподходящего для терапии. Поскольку наши Гештальт-терапевтические реакции, интервенции и эксперименты, увеличивающие осознанность и ведущие к инсайтам, могут вызвать у клиента чувство стыда, нам следует быть очень осторожными. Наша стратегия должна балансировать на тонкой грани контакта и нам следует быть принимающими и одобряющими.
Я помню клиента, который пришел на терапию из-за того, что его партнер прекратил отношения. Мне было сложно установить с ним контакт, поскольку все время он рассказывал мне о том, какими чудесными были отношения с его другом и как сильно он по нему скучает. Примерно две недели спустя, он рассказал мне, что он встретил другого мужчину и влюбился. Моим комментарием было, что я смущен этой неожиданной переменой. Мое смущение было частью моего собственного феноменологического фона. Клиент разозлился на меня, ушел из кабинета и больше не вернулся. Только тогда я понял, что мне следовало быть с ним гораздо более осторожным.
Создав атмосферу безопасности, мы можем двигаться к следующей фазе, где мы создаем поле, в котором становится возможным больше контакта с клиентом. Однако, каждый новый инсайт вновь может выявить ранимость клиента. Наши нарциссические клиенты чувствительны к критике, и если мы нанесли какой-либо ущерб, нам следует спросить себя, вместе с клиентом, как это могло произойти. Мы снова и снова содействуем ему в его способности к самоподдержке, для того, чтобы помочь ему обрести самооценку и доверие к себе.
Очень важными являются два базовых условия диалога: включенность и присутствие. Включенность означает возможность посмотреть на мир глазами клиента, не находясь в слиянии, для того, чтобы иметь возможность согласоваться с его наиболее чувствительными и болезненными областями. Быть присутствующим означает то, что вы сами были затронуты другим, будучи аутентично и честно самим собой, и что вы настроили себя на клиента. Поступая таким образом, вы создаете окружающую обстановку уважения и партнерства, в которой клиент может стать тем, кем он подлинно является. Также: уделите время на интеграцию и ассимиляцию нового опыта клиента.
Спасибо.
Вопрос. Как в своей работе ты определяешь что перед тобой находится нарцисс? Есть ли критерии, которые говорят что перед тобой нарциссически организованный пациент?
Ответ. Да. В контакте с нарциссическим клиентом, если я двигаюсь слишком быстро в контакте, он уйдет. Если я чуть-чуть какой-то совет ему дам или задам вопрос как так произошло, он меня оборвет, начнет спорить со мной. Обрывать будет не один раз, а снова и снова. Когда клиент все время меня поправляет, и злится на меня, когда я говорю что-то, что мне кажется хорошим, я чувствую, что для того чтобы удержать клиента у себя в кабинете мне необходимо быть осторожным, мне приходится поддерживать в его представлении о себе как о великом, о фантастическом. И через несколько дней я получаю послание, что то, что он со мной делает это нарциссическая организация, так как он очень чувствителен к критике. Так при малейшей критике он спорит или просто не возвращается.
Вопрос. Какая перспектива терапии, сколько времени и как выглядит нарцисс, как человек, который прошел терапию ?
Ответ: если он становится более осознающим, если его отношения в доме улучшаются, если находит работу, которая нравится и устанавливается диалог, в котором он может делиться болезненными моментами своей жизни (как одиноко ему было и,что для того чтобы справиться ему приходилось заботиться о самом себе) тогда ощущаешь, что у него появляется больше самоподдержки, здоровой самоподдержки. Про время не могу сказать иногда год, иногда больше.
Вопрос. Если клиент получил травму детскую травму и клиент подучил более позднюю травму. Ты сказал, что поле организуется по-разному.
Ответ. По Ионтефу, у клиента в возрасте 4-5 лет могут формироваться нарциссические черты, если у него не было адекватного контакта с окружением. У некоторых людей бывают проблемы в обществе, и они закрываются. И они выглядят как нарциссы. Но это не нарциссизм, хотя симптомы похожи на нарциссизм. Я это переживал в работе с гомосексуалистами. Они имели очень хорошее воспитание в семье, очень поддерживающие. Но когда некоторые из них выходили в общество в 15 лет, они имели трудности, и они закрывались, боялись контакта. Но это не нарциссизм, но выглядит также.
Мы должны быть осторожны, чтобы не оценивать их как нарциссов, их ранили в обществе, они закрылись и стали очень осторожны. Они говорят мы сами справимся. И они боятся телесного контакта.
Вопрос. Про ретрофлексию. Если клиент чем-то то недоволен или заглотит, то это ретрофлексия. Когда возникают неприятные чувства, он обращается к себе, а потом переводит в идеальное состояние. Про этот механизм расскажите.
Ответ. Для нарциссического клиента является нормальной вещью - ретрофлексировать. Если он получает слишком много агрессии из окружающего мира, он направляет свой гнев на себя. Делает себя очень важным для самого себя. Это нормально, что он ретрофлексирует, так как слишком опасно для него направлять агрессию во вне. И он научился как-то справляться с собой.
Вопрос: как ты работаешь с эготизмом? Считается что это очень сложный механизм прерывания.
Ответ. Я в работе позволяю ему быть. И могу сказать - я чувствую, что меня, что-то сдерживает в работе с тобой. Я не чувствую себя свободным с тобой, я чувствую сложности.
Вопрос. Вы говорили, что в работе с такими пациентами надо быть очень осторожным и нужна поддержка. Тогда каким образом происходят изменения у клиента, если нет открытых интервенций? Как тогда работать? фрустрации
Ответ. Если через пять шесть встреч клиент будет доверять тебе, ты можешь стать несколько более директивным, но не конфронтирующим, а более прямым (определенным). Ты почувствуешь, если он будет доверять тебе. Доверие это важная вещь в работе с нарциссическими личностями. Ты почувствуешь это, когда ты что-нибудь скажешь, а он не будет поправлять тебя, или будет поправлять но меньше. Все это происходит в отношениях.
Вопрос. Какие сложности могут возникнуть у терапевта «нарцисса» в работе с клиентами?
Ответ. Они могут очень хорошо работать, они понимают их. Ты сама по своему опыту знаешь, в чем тебе необходимо быть острожной, что тебе самой боль причиняет. Ты можешь понять.
Вопрос. А что ты делаешь, когда клиент проявляет агрессию.
Ответ. Я спрашиваю клиента, что я сделал не так. Я не даю клиенту просто возможности бить меня. Я спрашиваю его об агрессии, предлагаю - расскажи мне. У тебя есть право быть агрессивной, злиться на меня. Я встречаюсь с агрессией, чтобы перевести ее в контакт."