Потребность в идеализации и для чего она необходима.

Aug 15, 2012 06:57

Я тут ещё пару постов уделю внимание уважаемому Кохуту - уж не обессудьте)
Итак, второе открытие Кохута - потребность каждого человека в идеализации. И вот  уважаемый Кохут видит идеализацию не как примитивную защиту, в отличии от Мелани Кляйн, а  как абсолютно нормальную потребность каждого ребёнка в идеализации своего родителя. И идеализация эта необходима для формирования определённых структур психики. 
Кстати, применительно к терапии: когда пациент, у которого была фрустрирована эта потребность в детстве приходит в терапию, в образе психотерапевта клиент ищет именно такую идеализированную фигуру родителя. И если его образ идеализированного родителя, что называется , " гладко накладывается" на терапевта, то достаточно быстро развивается позитивный перенос в терапии. Если же этот образ идеализированного родителя не накладывается на фигуру терапевта - клиент либо долгое время не развивает позитивный перенос с терапевтом, либо без конца выражает недовольство и раздражение сессиями, либо в итоге ищет другого терапевта. Почему? Потому что пришёл он в терапию не только лишь для того, чтобы снять симптом, а в первую очередь, он пришёл за отношениями. За новыми отношениями в которых доберёт то, что не добрал в отношениях с родителями. А именно, по мнению Кохута, - не добрал: отзеркаливание, идеализацию, формирование альтер - Эго.
 Итак, в чём же суть этой потребности в идеализации и почему она необходима каждому человеку?
"Второй сильной потребностью развивающейся самости является необходимость в том, что Кохут назвал идеализированным родительским образом (imago). Для ребенка важно знать, что хотя бы один из родителей является сильным и умным. Если эта потребность удовлетворяется, ребенок может рассчитывать на помощь этой цельной, умной и способной личности в общении с внешним миром, слишком сложном для маленького человечка, и с событиями внутренней жизни, слишком хаотичными и пугающими для незрелого эго.


Как и в случае родительской зеркализации, здесь так же неизбежны неудачи и промахи. Не бывает всеведущего или всемогущего родителя, и, время от времени, сей факт становится понятен даже маленьким детям. Ребенок, неоднократно имевший возможность идентификации с силой и умом, в случае родительской неудачи, способен обнаружить свои собственные силу и ум. Таким образом, шаг за шагом, через процесс преобразующей интернализации, ребенок приходит к чувству уверенности в своем состоянии справиться с трудностями внешнего мира и с неизбежными внутренними конфликтами и напряжением. Эта уверенность является ключевой частью самости.
По мере того как эта часть самости растет и созревает от детства к взрослости и дальше, развиваются совершенно необходимые способности. Во-первых, она является хранилищем идеалов, которыми человек руководствуется в жизни. Во-вторых, она тренирует контроль над побуждениями и импульсами, давая возможность использовать их, не опустошаться ими. В-третьих, развивается способность к самоуспокоению в ситуациях стресса и боли. И, наконец, Когут считает, что “высшие” аспекты личности-юмор, эмпатия\ творчество и мудрость- исходят из успешного внутреннего переживания идеализации родительского образа (imago).
Опасность наступает в случае, если ребенок не может идеализировать ни одного из родителей. Это происходит, когда родители замкнуты в стереотипе уничижения и опорочивания друг друга перед ребенком или когда их поведенческие проблемы настолько серьезны, что для ребенка становится болезненно ясной их неспособность быть кандидатами для идеализации. В таком варианте у ребенка просто нет возможности развивать эту часть самости. Согласно Когуту, когда мы встречаем людей, которые выглядят не имеющими ни радости в жизни, ни способности к вдохновению, жизненное начало которых скрыто от них самих, мы, вполне возможно, наблюдаем свидетельство неудовлетворенной потребности в идеализации родительского образа."

открытие, Х.Кохут, психология Самости

Previous post Next post
Up