"Я одинок, как падающий лист,
Я невесом и малозначим..."
"Главное не попасть в зеркальную комнату пожизненно, иначе личная жизнь всегда будет исключительно продуктом, который надо успеть «съесть», чтобы не истек срок годности."
Одиночество, как феномен современного общества, имеет свои истоки. Мы живем в эпоху потребления, мы «едим» все, начиная от жвачки и заканчивая теплоходами и пароходами. Человек не заметил, что желая себя реализовать и найти свое место в жизни, подключился в гонку потребления всего и вся. Ценности модных брендов, трендов и пр., заработок и траты заменили ценности межличностных отношений.
Любовь оторвалась от секса; дружба - от поддержки и понимания; радость общения - от самого живого человека; книги - от авторов; еда - от природных источников; лекарства - от болезней, тело оторвалось как от природы, так и от души. Разделенное существование требует новых образцов культуры, новых идеалов в отношениях, новых образцов семьи и ребенка.
Техногенность нашей жизни приводит к техногенным отношениям, к схемам и инструкциям по достижению успеха на работе, в любви, в сексе, в рождении ребенка, питании и т.д. Поэтому проще совсем погрузиться в сладкую мечту о счастье, придуманную кем- то за него.
Наша тема - одиночество, и вот давайте посмотрим, какие следствия проистекают из краткого описания ценностей современного общества.
Почему современный человек одинок? Потому что общество потребления своей коллективной железой вырабатывает особый вид гомо сапиенса, человека не столько потребляющего, сколько сконцентрированного на самом себе, на том, что он себе любимому может купить, чем украсить, на чем поехать, где отдохнуть, где и как жить. То есть энергия современного человека направлена на то, чтобы обеспечить себе достойный образ жизни, в достойной упаковке. Конечно, хочется человеку быть красивым, жить в хорошем доме, с красивым человеком, почему бы и нет?
Но, женщины и мужчины чувствуют себя одинокими и опустошенными. Эмоциональная сфера заморожена, чувства являются источником опасности, секс - товар, который, к сожалению, не лежит на полке, а потреблять хочется. Отношения с близкими похожи на военные действия, семейные узы становятся невыносимыми, дети кажутся монстрами, пришедшими в мир за душами родителей. Хотя, сами родители стараются изо всех сил быть правильными воспитателями, хотят отдать своему ребенку все, что требует современное общество.
И вот, такой милый гомо сапиенс хочет любви и союза с приличным человеком противоположного пола. Желание естественное, но его воплощение оказывается затруднительным.
Попробуем нарисовать портрет героя нашего времени.
Главное свойство, которое «нарастили» люди - это нарциссизм. Что это такое?
Представьте себе человека, сидящего в комнате, стены которой состоят из одних зеркал. Куда бы человек ни повернулся - он всюду видит свое отражение.
Наш гомо сапиенс полон ожиданиями относительно этих зеркал. В одном - он должен выглядеть красивым, в другом - успешным, в третьем - любимым, в четвертом - богатым и т.д. То есть зеркала обязаны отражать все запросы такого человека.
А кто же или что играет роль зеркал? Это окружающие люди, близкие и дальние, общество, в котором человек живет. У современного нарцисса - сильнейшая зависимость от мнения других людей, он не может оторвать взгляд от зеркал, в ожидании соответствующего ответа, поэтому и проваливается в бездну депрессий, скуки и одиночества.
Итак, нарцисс, составляет о себе мнение в зависимости от того, как его отражает зеркало, хочет он одного, а реально бывает совсем по-другому. Он борется за место под зеркалом или у зеркала. Самое интересное то, что в такой комнате может находиться и другие люди, которые, расталкивая друг друга, стараются, как можно больший захватить кусок зеркала, чтобы его было лучше видно. Конкуренция среди таких людей очень высокая. Кто-то приходит в комнату со своим трюмо, чтобы его было видно не только в общих зеркалах, но еще в своих собственных.
Вопрос, откуда возьмется личная жизнь, если каждый занят только собой? Если главная задача - это найти соответствие между образом самого себя и отражением в зеркале?
Простой пример. Женщина должна выглядеть ухоженной, выщипанной, с тюнингом на лице, одетой по моде, образованной, успешной и самостоятельной. Обратите внимание, мы не видим требований - о добре, любви, понимании. Эти качества легко предлагаются в рекламе, купишь нечто домой - это и есть моя забота о близких, приобретешь еще что то и подаришь -вот - это и есть моя любовь и т.д. То, что нельзя потрогать руками, бросить в стиральную машину, одеть и пр., несущественно, не ценится. Только посредством предметов той или иной цены мы догадываемся о том, как нас любят или нет.
Искренность, доброта, - слабости, которые никому не нужны. А именно на основании этих «слабостей» и формируются отношения. Конечно, надо отметить, что все эти качества живут в душах современных людей, что на самом деле люди не стремятся быть холодными и равнодушными. Но бизнес-культура подавляет все самое ценное человеческой природы: понимание, жертвенность, принятие. И речь не идет о том, чтобы срочно выезжать в африканскую страну и усыновлять маленьких негритят, важно не бояться своих чувств, желаний и быть отзывчивым и чувствовать другого человека.
Достаточно большое число женщин получили в наследство не самую привлекательную внешность с точки зрения современных зеркал, что повергает их в уныние и в безысходное состояние, они разочаровываются в мужчинах, потому что не верят, что те их оценят по достоинству. Зависимость от зеркал - важнейший фактор в истории одиночества. Низкая самооценка и потеря веры в свою красоту, доброту, удачу отдаляет от мужчин. Пристальное вглядывание в зеркала приводит прекрасных женщин к мысли, что у них есть какие- то непереносимые дефекты, что заставляет их до изнеможения улучшать свое тело, теряя чувство меры.
Другой тип женщин, которые находят себя вполне красивыми и востребованными, также оказываются одинокими, причина та же, только развитие событий происходит по другому сценарию. Нарциссичная женщина, уверенная в себе, находит себе подобного нарцисса, казалось бы, подобное тянется к подобному, но чуда не происходит.
Партнер становится необходим, как продукт потребления, и в тоже время как средство для достижения желаемого. Эту задачу выполнить несложно, тем более производить впечатление на других стало профессиональным навыком. Партнер сам ищет средство в другом, ему или ей пора жениться и заводить детей, с кем-то ходить в приличное общество, театр, отдыхать и пр., не говоря уже о том, что и сексом с кем то надо упражняться. Такой союз создается легко, но такая пара долго продержаться не может, между ними возникает конкуренция, топтаться около одних и тех же зеркал чревато катастрофой. Что и происходит.
Как следствие, женщины становятся агрессивными, порой озлобленными на всех и вся, но от зеркал, тем не менее, не отходят. На первый план выходит гордость, самомнение, бескомпромиссность, в результате человек чувствует себя одиноким, потерянным и несчастным.
Но, в душе, ночью, в темноте, когда зеркал не видно, просыпается другая личность, хочется любви, нежности, понимания и тепла… Где же все это взять? Или ты играешь по правилам «бизнес-культуры», или тебя не принимают в зеркальную комнату.
И тогда, чтобы не чувствовать себя одиноким, человек включается в общий поток, потребляет все то, что «едят» другие, за счет совместного переваривания «продуктов» он чувствует единение с другими людьми, частью сообщества шопоголиков, «карьероголиков», «брендоголиков», «диетоголиков» и пр.
Важно понять, а лучше осознать, что вся эта история с зеркалами порождает сильнейшую зависимость, которая уходит корнями в раннее детство, когда главными зеркалами были родные мама и папа. Именно им ребенок хотел угодить, поймать их желания, на основании отклика формировал свое мнение о себе и мог спать спокойно или беспокойно. Общество с его нынешними ценностями - тот же родитель, которому хочется угодить и спать спокойно без тревог и страха перед будущим. Поиск идеального зеркала - это поиск идеального партнера, друга и пр. Мы смотрим и не видим друг друга, мы хотим видеть исключительно себя, отсюда столько непонимания и отчуждения в нашем мире, хотя для сближения есть все ресурсы - это и культура, и финансовые возможности, и интернет и пр. Но встречи двух людей не происходит, человек встречается с самим собой. Мы все ждем от другого человека, чтобы он, как мамка или папка сказал: ты самый лучший, красивый и успешный, тогда мы потянемся в сторону этого человека.
Чтобы не было так грустно, давайте выйдем из своих детских ожиданий, из комнаты с кривыми зеркалами. Быть красивым, успешным - важно и нужно, не надо обесценивать достижения нашего времени: хорошее образование, хорошее жилье, вещи и пр. Но стоит обратить внимание - для чего вы их приобретаете? Каждая вещь имеет душу, вы вкладываете в нее свой смысл, свое настроение, или это просто желания соответствовать, кому то или конкурировать с кем- то? Вы стремитесь реализовать свое творческое начало или подчинены общему потоку?
Обратите внимание на слово: самооценка, корень слова - цена, как будто специально придумано для нашего времени, но все забывают, что цену человек выставляет себе сам, то есть мы свободны в выборе «ярлыка» для себя. Но человек не пользуется такой возможностью, он больше склонен завышать цену или устраивать «сезон скидок», отталкиваясь от своего отражения в зеркале. Чем больше «скидок» или завышения цен, тем сильнее потребность в поддержке со стороны, тем ярче проявляется отсутствие осознанного отношения к себе.
Надо воспользоваться тем, что оценить мы себя можем самостоятельно, увидеть в себе все прекрасное, что есть: ум, доброту, желание любить, дарить свою заботу.
Итак, одиночество, как феномен, - это продукт нашего отношения к самим себе, идея не нова, но, тем не менее, необходимо еще раз осознать этот факт. Современный мир мы изменить не можем, но можем изменить себя, то есть не быть фатально зависимыми, бережно относиться к себе, то есть доверять своим чувствам и развивать творческие ресурсы. Наш мир предоставляет для этого все возможности, главное не попасть в зеркальную комнату пожизненно, иначе личная жизнь всегда будет исключительно продуктом, который надо успеть «съесть», чтобы не истек срок годности.
автор. М.Кляшторная