Д.Винникотт о безопасности

Aug 01, 2012 09:02

Прекрасная книга Д.Винникотта " Разговор с родителями". С большим удовольствием перечитываю её.
Книга прежде всего адресована родителям. Бесподобная по своей ценности информация для родителей. А так же потрясающая по своей практической значимости информация для психотерапевтов.
Ведь не секрет, что каждый психотерапевт на отдельных этапах терапии становится " достаточно хорошей матерью" для своего пациента: начиная с обеспечения надёжного холдинга на первых этапах терапии и заканчивая укреплением автономии и независимости клиента, которая и есть путь к обретению своей подлинной самости.


"Всегда, когда предпринимается попытка сформулировать основные потреб-ности ребенка, мы слышим слова: “Детям необходима безопасность.” Временами нам кажется это разумным, но иногда закрадываются сомнения. Можно спросить, а что означает слово безопасность? Конечно же, родители, оберегающие детей сверх всякой меры, причиняют им страдание, точно так же, как родители, на которых нельзя положиться, приводят своих детей к запутанности и страху. Значит, по-видимому, родители могут обеспечивать чрезмерную безопасность, но, с другой стороны, мы знаем, что дети очень в ней нуждаются. Как в этом разобраться?
Родители, которым удается сохранять целостность семьи, на самом деле да-ют своим детям что-то чрезвычайно важное, и, естественно, когда семья развалива-ется, это сказывается на детях. Но если нам говорят только, что детям нужна безо-пасность, вы почувствуете, что в этом утверждении чего-то не хватает. Дети нахо-дят в безопасности, в защите нечто вроде вызова и стремятся показать, что они мо-гут вырваться. Доведенная до крайности идея “защита - это хорошо” означала бы, что самым удачным местом для роста является тюрьма. Это было бы абсурдом. Ко-нечно, свобода духа везде возможна, даже в тюрьме. Поэт Лавлейс написал:
Стенам из камня не создать тюрьмы_
И прутьям из железа - клетки,
подразумевая, что и то, и другое - не просто крепкие запоры. Но люди должны жить свободно, чтобы жило воображение. Свобода есть существенный элемент, она раскрывает лучшее в людях. Тем не менее нам приходится признать, что некоторые не могут жить на свободе, потому что боятся и самих себя, и окру-жающего мира.
Чтобы разобраться в этих понятиях, я думаю, мы должны рассмотреть раз-витие младенца, ребенка, подростка, взрослого и проследить эволюцию не только отдельных личностей, но и требования этих индивидуумов к окружению по мере их развития. Очевидно, это признак здорового роста, когда дети начинают полу-чать удовольствие от свободы, которая им дается во все возрастающих количест-вах. Какую цель мы преследуем, когда растим детей? Мы надеемся, что каждый ребенок постепенно приобретет чувство безопасности. Внутри каждого ребенка должна созидаться вера во что-то; не только в то, что хорошо, но что надежно и долговечно или может быть подвергнуто риску и восстановлено после того, как было повреждено. Вопрос в том, как возникает чувство безопасности? Что приво-дит к такому благополучному положению дел, когда ребенок доверяет людям и вещам вокруг? Что формирует то качество, которое мы зовем уверенностью в себе? Является ли этот важный фактор внутренним, личным или это моральное обуче-ние? Должен ли существовать пример, который нужно копировать? Необходимо ли обеспечить внешнее окружение, чтобы проявился желаемый эффект?
Мы могли бы рассмотреть этапы эмоционального развития, которые должен пройти каждый ребенок, чтобы стать здоровой и со временем взрослой личностью. Это заняло бы много времени, но все же возможно. В ходе такого обзора мы могли бы говорить о внутренних процессах роста индивидуума и о пути (конечно, очень сложном), который каждое человеческое существо должно пройти, чтобы стать полноправной личностью. Здесь, однако, я буду говорить об обеспечении окруже-ния, о роли, которую играем мы, и роли, которую играет общество по отношению к нам. Именно обстановка делает возможным рост каждого ребенка, и без обеспе-ченного нами адекватного окружения не может быть личностного роста, или же этот рост будет извращен. И так как нет в точности похожих друг на друга детей, от нас требуется, чтобы мы приспосабливались к каждому ребенку особо. Это оз-начает, что кто бы ни воспитывал ребенка, он должен знать его и действовать на основе личных жизненных взаимоотношений с этим ребенком, а не на основе чего-то изученного и применяемого механически. Если мы надежны, доступны и после-довательны по отношению к себе, то мы обеспечиваем не ригидную, но живую и человеческую стабильность, в которой младенец чувствует защищенность. Это именно такое окружение, в отношениях с которым он может расти и которое он может впитывать и копировать.
Когда мы предлагаем безопасность, то делаем сразу две вещи. С одной сто-роны, благодаря нашей поддержке ребенок защищен от непредвиденного, от бес-численных нежелательных вторжений и от мира, еще непонятного и неизвестного. А с другой стороны, ребенок защищен нами от его или ее собственных импульсов и последствий, к которым они могут привести. Вряд ли мне нужно напоминать вам, что очень маленькие дети нуждаются в уходе абсолютно и не могут существовать сами по себе. Им нужно, чтобы их держали, перемещали, мыли, кормили, чтобы поддерживалась определенная температура и чтобы их защищали от сквозняков и ушибов. Им нужно, чтобы их побуждениям шли навстречу. Они нуждаются в нас, чтобы их спонтанность имела смысл. На этой ранней стадии не встречается особых затруднений, потому что в большинстве случаев у младенца есть мать, а мать в это время почти целиком связывает себя с потребностями своего младенца. На этой стадии младенец в безопасности. Если мать достигает успеха в этом деле, за кото-рое она отвечает с момента рождения, то в результате трудности ребенка оказыва-ются связанными не с покушениями внешнего мира, а с самой жизнью и конфлик-тами, сопровождающими живые чувства. В наиболее благоприятных обстоятельст-вах защищенный достаточной материнской заботой младенец начинает жить как личность и индивидуальность.
Очень скоро младенец становится способен защитить себя от неуверенно-сти, но в первые недели и месяцы он еще очень слабо определился как личность и поэтому без поддержки его развитие искажается, если случается что-то непредви-денное. Младенец, который познал безопасность на этой - ранней стадии, начина-ет повсюду носить с собой ожидание, что его не подведут. Разочарования - ну, да, они неизбежны; но чтобы тебя подвели, покинули в беде - ну, нет! Все это до-вольно просто.
Вопрос, который нас здесь занимает - что происходит, когда устанавлива-ется чувство безопасности? Я хочу сказать, что тогда начинается сплошная долгая борьба против защиты, так сказать, против безопасности, обеспеченной окружени-ем. Мать, после начального периода защиты, постепенно допускает мир внутрь ог-рады, и теперь маленький ребенок-индивид набрасывается на любую новую воз-можность свободного выражения и импульсивного действия. Родители продолжа-ют быть наготове с дисциплинарными рамками, каменными стенами и железными прутьями, но поскольку они знают, что представляет собой каждый ребенок, и по-скольку они заинтересованы в эволюции детей как личностей, они приветствуют вызывающее поведение. Они продолжают быть хранителями спокойствия, но гото-вы к беззаконию и даже революции. К счастью, в большинстве случаев и родители, и дети получают облегчение от жизни в воображениии, от игры и культурного опыта. Со временем здоровые дети становятся способны сохранять чувство безо-пасности перед лицом открытой небезопасности, как в случае, например, когда ро-дитель заболевает или умирает, когда кто-то ведет себя непорядочно, или когда по тем или иным причинам семья распадается.
Детям все еще надо выяснять, могут ли они полагаться на своих родителей, и эти проверки могут продолжаться, пока дети не научатся сами обеспечивать безопасные условия для своих собственных детей, и даже дольше.
Очень характерно подростки проводят испытания всех мер безопасности и всех правил, предписаний и дисциплины. Обычно получается, что дети принимают безопасность как исходное предположение. Они понимают как должное раннюю родительскую заботу, потому что получали ее. Они носят с собой чувство безопас-ности, и эта черта постоянно подкрепляется через их испытание родителей, семьи, школьных учителей, своих друзей и самых разных людей, которые им встречаются. Обнаружив, что замки и засовы надежно заперты, они продолжают их отпирать и взламывать - они вырываются. Снова и снова они вырываются наружу. А иначе они сворачиваются калачиком на постели, заводят тоскливый джаз и ощущают тщетность всего.
Почему особенно подростки так любят проводить эти проверки? Вам не ка-жется, что это оттого, что они находят в себе пугающе новые и сильные чувства, и им хочется убедиться, что внешний надзор еще на месте? Но в то же время они должны доказать, что могут прорваться через этот надзор и упрочить себя как лич-ность. Здоровым детям необходимы люди, продолжающие распоряжаться, но тре-бование дисциплины должно исходить от лиц, которых можно любить и ненави-деть, которым можно бросить вызов или сдаться; от механических распоряжений нет никакой пользы, так же, как страх не является хорошим мотивом для согласия. Только живые взаимоотношения между личностями создают необходимое про-странство для истинного роста. Настоящий рост прямо приводит ребенка и подро-стка к взрослому чувству ответственности, особенно ответственности за безопас-ность маленьких детей следующего поколения.
Разве трудно увидеть, как все это происходит в работе художников любого рода? Они дают нам нечто очень ценное, потому что постоянно создают новые формы и, разрушая их, прорываются к еще более новым формам. Художники дают нам возможность сохранить ощущение, что мы реально живы и действительность вокруг нас на самом деле существует, когда однообразные впечатления реальной жизни грозят уничтожить это ощущение. Из всех людей художники лучше всего умеют напомнить нам, что борьба между нашими импульсами и чувством безопас-ности (и то, и другое для нас жизненно необходимо) - вечна и продолжается внутри нас, пока длится наша жизнь.
Здоровые дети в результате приобретают достаточно веры в себя и людей, чтобы возненавидеть внешний контроль любого рода; контроль сменился самокон-тролем.

В самоконтроле конфликт был проработан личностью заранее. Так что я понимаю это таким образом: хорошие условия на ранних этапах ведут к чувству безопасности, чувство безопасности ведет к самоконтролю, а когда самоконтроль становится фактом, навязанная безопасность становится оскорблением.
[1960]

личностный рост, Д.Винникот, психотерапия

Previous post Next post
Up