Переход. Или о страхе перед пустотой существования.

Jul 28, 2012 20:11

"Любить - значит видеть человека таким, каким его задумал Бог." Ф.М. Достоевский.
" Перед аналитиком стоит тонкая и трудная задача: он должен выявить ещё не раскрытый потенциал пациента" Фрэнк Саммерс

Новое пугает и настораживает. Новое начало скрывает в себе страх небытия и содержит в себе угрозу самости. Именно поэтому требуется время для того, чтобы постепенно ( подчёркиваю: постепенно) осуществлять переход от старых моделей бытия к новым моделям бытия. Настяuta_kryakva в своём посте " Ужас перехода" http://uta-kryakva.livejournal.com/155173.html очень здорово показала этапы появления чего то нового в отношениях, впрочем эти же этапы - и есть этапы перехода к новым паттернам.
Мне же здесь хочется продолжить и дополнить тему перехода к новому, когда самость ощущается под угрозой.
Итак, почему же при приближении изменений пациенты ощущают тревогу и в 90 процентах случаев отступают к старым, патологичным моделям бытия?
" При приближении изменений пациенты часто отступают к своему привычному ощущению самости, которое, несмотря на патологичность давало им представление о своём месте в мире и помогало избежать страха уничтожения. "
Проработка страха перед новым началом ( а по сути это проработка страха небытия) неизбежно ставит перед пациентом вопрос:" Что я буду делать, если будет иначе? Я не знаю как можно иначе."
Или, например, если самость укоренилась в ощущении своей дефектности, то именно ощущение своей дефектности даёт человеку устойчивое представление о своём месте в мире и чувство безопасности. То есть, когда реальность структурируется таким образом, что подтверждается внутреннее представление человеком о своей дефектности, это укрепляет ощущение безопасности на бессознательном уровне. Грустно.
Попытка преодоления патологических паттернов без замещения их чем то новым остаётся бесплодной и иногда приводит к их восстановлению. Человек, отказавшись от старых моделей, но так и не определившись с новым способом бытия снова оказывается перед пустотой существования. Тревога накрывает его с новой силой.
И вот тут то для снижения этой тревоги и сохранения вектора изменений необходимы две вещи:
1. Во -первых необходима поддержка терапевта в минуты, когда клиент ощущает немыслимый страх уничтожения на краю небытия. В состоянии тревоги пациенту необходим другой человек, который будет чувствовать и переживать тревогу, пока пациент пробует новые формы взаимодействия с миром. Если он найдёт в терапевте фигуру, вызывающую доверие, он сможет опереться на него вместо своей ложной самости и обрести чувство безопасности. Без поддержки пациент чувствует себя покинутым при столкновении со страхом уничтожения, и вероятность регрессии к прежним паттернам возрастает.
2. Во вторых, снижению угрозы самости способствует двойственная природа терапевтического видения. Терапевт видит не только тревогу, но и возможности, которые потенциально содержатся в пространстве небытия. Терапевт видит возможности, которые содержатся в новом. Когда пациент спрашивает: " Что ещё я могу сделать?" - терапевт должен указать ему на то, что в их аналитической паре были созданы новые возможности, при реализации которых, однако , пациент должен руководствоваться новым опытом. "Бесформенность" сеттинга является необходимым условием для того, чтобы пациент мог самостоятельно найти как можно больше новых способов самовыражения. Видение терапевтом потенциально возможного создаёт пространство, из которого способно развиться множество аутентичных форм взаимодействия.
Эффективность терапевтического процесса зависит от способности аналитика видеть ещё не реализованный потенциал пациента и его открытость новым и непредвиденным возможностям отношений.
( в посте использованы цитаты из книги Ф.Саммерса " За пределами самости")

психотерапия, психология Самости, трансфер, подлинность

Previous post Next post
Up