О " наблюдающем" Эго. Или о том, что на самом деле происходит во время терапии)

Jul 11, 2012 09:24

Давеча состоялась у нас с Анастасией Фокинойuta_kryakva интереснейшая дискуссия в скайпе) О развитии наблюдающего Эго клиента, как одном из важнейших факторов успеха в психотерапии) И вот по материалам нашего диалога родился этот пост) Настя, спасибо тебе за инсайты!:)
Может быть кому то мой пост покажется жёстким и не особо поддерживающим) Но зато честно) А честность - всегда во благо.
Так вот. Есть, знаете такая иллюзия про психотерапию, что мол достаточно терапевту дать всеобъмлющие и развёрнутые интерпретации процесса, который происходит во внутрипсихическом пространстве, и клиент тут же исцелится. Это не так. 
Дело в том, что для подлинных изменений, клиент должен стать в полном смысле слова союзником, партнёром психотерапевта. 
 Что это значит?
Человек приходит в терапию с ощущением острой душевной боли. Или в состоянии острой неудовлетворённости своей жизнью, собой в своей жизни, людьми в своей жизни и т.д. На первом этапе терапии человек, понятное дело, по большей части предъявляет своего внутреннего фрустрированного ребёнка. Свою больную, травмированную часть. И это нормально. Терапия в этот момент фокусируется именно вокруг фрустрированных потребностей травмированного внутреннего ребёнка.
Проходит время. Внутренний ребёнок уже в определённой степени накормлен вниманием, заботой, эмпатичным откликом психотерапевта. И вот тут очень важно понять начало нового, очень важного этапа в психотерапии. Важно разглядеть этот этап. Это - этап, когда клиенту важно менять позицию: важно из позиции фрустрированного ребёнка переходить в позицию равноправного взрослого. Постепенно так. Мягко. По шажочку.
То есть, клиенту важно по настоящему стновиться партнёром и союзником своего психотерапевта. Идеализации развеиваются. Клиент понимает, что психотерапевт не Бог. И не волшебник. Не маг. Не обладатель тайного знания. А в общем то обычный человек. Не всемогущий вершитель судеб, а всего лишь представитель определённой профессии. И важно понимать, что в терапии есть этап, когда успех её действителньо зависит от того, насколько сам клиент желает и готов принимать активное участие в исследовании своего бессознательного. Не ждать готовых ответов и рецептов от терапевта, не " питаться" все 50 минут сессии готовыми интерпртациями, которые терапевт на блюдечке с голубой каёмочкой приподносит клиенту, а становиться активным, равноправным участником ислледования процессов в своём бессознательном. Иными словами развивать своё наблюдающее Эго. Разумеется при активной поддержке и обучающей роли психотерапевта это происходит. И понятное дело клиент в начале терапии этому совсем не обучен. Он находится в слиянии и его Эго не дифференцировано. Это понятно.
Но всё таки очень важно, чтобы  клиент учился этому и именно таки развивал своё наблюдающее Эго, а не зависал в позиции пассивного участника терапии.
Развитие наблюдающего Эго - это один из важных факторов структурных изменений в психике. 
 Впервые наблюдение о том, что Эго обладает широким диапозоном действия было сделано представителями психоаналитической школы Эго - психологии. Они открыли, что Эго обладает широким диапозоном действия: от глубоко бессознательных ( например, примитивные чувственные реакции на события) до полностью осознаваемых


"В рамках этого представления сложилась рабочая модель, согласно которой в течение процесса психоаналитической терапии «наблюдающее Эго» - сознательная и рациональная часть психики, способная комментировать эмоциональное состояние, формирует терапевтический альянс с психоаналитиком в целях понимания вместе с ним всего Эго, в то время как «переживающее Эго» вмещает в себя более внутренний (чувственный) смысл того, что происходит в терапевтических взаимоотношениях.
«Терапевтическое расщепление Эго» стало рассматриваться как необходимое условие эффективной аналитической терапии. В случае, если пациент оказывался не способен говорить с позиции наблюдателя о менее рациональных, более глубинных эмоциональных реакциях, первой задачей становилась помощь в развитии этих способностей. Присутствие или отсутствие наблюдающего Эго стало прогностическим критерием первостепенной важности, поскольку дистонность (чуждость наблюдающему Эго) симптома или проблемы делало процесс психотерапии гораздо более быстрым и эффективным, нежели синтонность проблем, т. е. восприятие их пациентом как вполне органичных и в связи с этим не заслуживающих внимания. Это открытие привело к появлению таких терминов, как «Эго-дистонный» или «Эго-синтонный» личностный стиль.
Кроме того, учет важной роли Эго в восприятии и адаптации к реальности позволил ввести такое понятие, как «сила Эго». Под ним подразумевается способность личности к восприятию реальности, даже когда она чрезвычайно неприятна, без использования более ранних (примитивных) психологических защит (например, отрицания). В связи с этим по мере развития психодинамической практики стали проводиться различия между архаичными и зрелыми психологическими защитами. Под первыми стали понимать психологическое избегание или радикальное отвержение беспокоящих жизненных фактов, а под вторыми - включение в себя большей приспособляемости к реальности."

личностный рост, психотерапия, психоанализ

Previous post Next post
Up