Для того, чтобы болезненное переживание завершило свой процесс, важно не только вынести это переживание в контакт с близким человеком, важно, чтобы это переживание нашло эмпатичный, принимающий, созвучный отклик. В противном случае, когда принимающего отклика не последует - это будет ретравма
(
Read more... )
Сама по себе психика может переработать болезненное переживание,но только в том случае, если внутри неё есть структура, которая помогает эти переживания перерабатывать. * не на уровне физиологии мозга, а на уровне психического, заметь* Эта структура формируется и встраивается в психику изначально в детско родительских отношениях: когда формируется Я - объектная связь( опыт на первых порах СОВМЕСТНОГО переживания) с родителями.
Если такой структуры в психике нет, не сформирована она, нет такого опыта, не встроена в психику - психика будет не в состоянии переработать болезненное переживание. Более того, человек будет стыдиться( или бояться)признавать в себе это переживания и давать себе право на него, выносить это переживание во вне, в контакт. Он будет сопротивляться этому. Потому что это больно, стыдно, и безнадёжно, на его субъективный взгляд. Безнадёжно - потому , что когда то давно он уже выносил это переживание в контакт - но его не приняли, отвергли. И повторять это, само собой, травматику не хочется.
В этом случае, для того, чтобы переработать аффект, человеку нужен Другой. Другой - это как раз таки и есть тот, кто даст эмпатичный, созвучный, искренний отклик и поучаствует в формировании опыта Я - объектной связи.
Reply
ну из поста это сложно понять :)
> Эта структура формируется и встраивается в психику изначально в детско родительских отношениях: когда формируется Я - объектная связь (опыт на первых порах СОВМЕСТНОГО переживания) с родителями.
не понял...
> не на уровне физиологии мозга, а на уровне психического, заметь
почему именно так?
Reply
потому что психика - это не материальный субстрат. И проявляет она себя опосредованно.
-"не понял..." -
для того, чтобы психика могла перерабатывать болезненные аффекту в её структуру должен быть встроен механизм переработки аффекта. Этот механизм изначально формируется в отношениях с первым в жизни ребёнка Другим - в отношениях с родителям. Родитель принимает на себя часть этого переживания, даёт обратную связь, эмпатичный поддерживающий отклик. Это приводит к интеграции аффекта. Когда такой положительный опыт повторяется много раз - образ родителя, его поддержка интроецируется в глубинные слои психики. Появляется психическое новообразование: способность перерабатывать и интегрировать аффект.
Без наличия Другого и обратной связи от него такая психическая структура появиться не может.
Reply
так?
Reply
Reply
как это работает?
Reply
Максим, психика и её механизмы - это не участки мозга, которые можно рассмотреть под микроскопом. У меня ощущение, что ты ждёшь от меня каких то... ответов нейрохирурга или нейробиолога. Но я не занимаюсь нейробиологией. У меня другая профессия.
Reply
Честно говоря, - конечно не удовлетворён, но даренному коню в зубы не смотрят. Будем искать, спасибо :)
Reply
Reply
Например, я прихожу в сессию с какой то психологической болью. Например, это боль про моё чувство вины.Я начинаю рассказывать про свою историю. А в моём прошлом травматичный опыт: опыт, когда мои переживания про чувство вины не слышали, не видели, не понимали. Не давали обратной связи. Не давали мне отклика. И вот сейчас рядом со мной человек. Человек, который в хорошем контакте со мной: он меня слышит, видит, считывает мою феноменологию, что то чувствует рядом со мной. Делится со мной своими чувствами , которые возникают про мою историю, про мои переживания. Он открыт. Открыт контакту со мной. Открыт моей истории.Он даёт мне обратную связь, по которой я чувствую, что меня понимают, чувствую что он со мной на одной волне. Я открываюсь ему. Всё больше и больше. И он( терапевт)снова и снова даёт мне обратную связь, в которой эмпатия, поддержка, в какой то степени забота обо мне. Я освобождаюсь от своей боли в таком контакте. Опыт освобождения. Опыт( может быть первый в жизни) настоящего, подлинного понимания, принятия, устойчивости к моей боли , к моим сильным эмоциям. Устойчивость и принятие. Контейнирование и холдинг.
Скажи, Максим, это - про прощение?
Или это про освобождение от сложных переживаний?
Reply
конечно, это "освобождение от сложной ситуации". но это очень похоже на "прощение самого себя" и, как следствие, принятие себя, - и всё это вследствие того, что другой принимает меня.
что я неправильно вижу здесь?
Reply
Принимает, Максим, но не занимается прощением или отпусканием грехов. Чувствуешь разницу?
Прощение - это если я бы что то плохое сделала этому другому( в данном случае мы же про терапевта говорим)и терапевт бы дал мне понять " Иди с миром, Ксюша. Я прощаю тебя". Но я же не про это пишу.
В посте про другое. В посте именно про безусловный, созвучный, эмпатичный отклик. Причём! Заметь! Это отклик НА ПЕРЕЖИВАНИЕ клиента. И это принятие ПЕРЕЖИВАНИЯ клиента, а не вынесение вердикта истории клиента ( в категориях " хорошо - плохо", " правильно - неправильно")
Да, ты прав в том, что когда происходит такое вот без оценочное принятие ПЕРЕЖИВАНИЯ клиента терапевтом, клиент, который долгое врем мучился чувством вины и не прощал себя( жёсткое Суперэго) , клиент действительно приходит к САМОПРОЩЕНИЕЮ( суперэго смягчается и прекращает терроризировать внутренний мир клиента) Но это САМОпрощение, Максим. И оно - самопрощение - следствие не оценки терапевта, а ОТКЛИКА на переживание клиента.
Тут как бы в садистичное суперэго клиента встраивается заботливый аспект:аспект, который не " мочит", а поддерживает. Этот аспект нейтрализует садистичность клиентского суперэго.
Reply
прощает не обязательно тот, по отношению к кому было направлено "греховное" действие.
прощает человек, воплощающий ценные качества.
в этом смысле, прощение эквивалентно принятию.
например если человек не обвиняет другого за то, что он убил человека - для другого это эквивалентно прощению, т.к. он сам считает что это "общепризнанно греховно", люди не принимают таких в круг доверенных.
и, конечно, это является результатом непринятия себя самим "клиентом", экстернализация самообвинений.
перенося это обвинение на другого, клиент ожидает от него принятия или прощения самого себя через факт того, что его принял другой важный для него человек.
также и "эмпатичный отклик" бессознательно воспринимается как "принятие". ты согласна с этим?
"в садистичное суперэго клиента встраивается заботливый аспект" - вот к этому механизму у меня интерес. я хочу извлечь только самое реальное из этого, убрав всю "литературу".
разве можно сказать что это научная формулировка?
за этим на самом деле, имхо, лежит, опять же, опыт принятия себя. человек проходит через самопринятие, и 1) получает опыт как это делается; 2) оказывается там где ему легче живётся без самообвинений, что в следующий раз является мотивом вернуться в это состояние чистоты.
Reply
Но не наоборот: если ты принимаешь человека, если ты даёшь отклик на переживания человека, то вопрос прощения может вообще не быть, не подниматься, не высвечиваться в принципе.
Reply
"прощение" я имел ввиду в общем смысле, как бы грубое описание происходящего, более обывательское.
Reply
Конкретные функции эмпатичного, созвучного отклика( то что Кохут называет Я - объектная связь) - это , повторю, функции, жизненно необходимые развитию психике. И скоро будет пост, в котором я эти функции обозначу. По пунктам. Может быть тогда, станет понятнее почему без обратной связи Другого, без его эмпатичного отклика, невозможно завершение процесса формирования психики.
Reply
Leave a comment