Когда на приёме женщина с истерической структурой характера...

Jun 11, 2012 07:13

 Мне задали вопрос: " Как можно определить , что в терапию пришла именно женщина с истерической структурой характера?" Отвечаю.
Версия о том, что ко мне на консультацию пришла женщина с истерической структурой характера, возникает у меня иногда на первой же, а чаще примерно на третьей встрече. При этом я опираюсь на три вещи:
1. на наблюдаемые особенности переноса клиентки,
2. на собственные ощущения в контрпереносе,
3. на наблюдаемые в позиционировании клиентки защиты. А они все на виду) Как на ладони.

Итак, подробнее.
И психологические защиты, и особенности переноса в терапии у истерически организованной женщины предопределяются условиями детства, в которых она росла и формировала, что называется, " линзы" восприятия мира. Как правило она росла в патриархальной семье, где неодинаковое значение придавалось женскому и мужскому, где взаимоотношения с отцом выражали конфликт " притяжения - отталкивания", где мать занимала подчинённое положение, где родители не хотели видеть и признавать развивающуюся сексуальность и взросление девочки, где отец мог давать как критичную, обесценивающую обратную связь о внешности девочки, так и транслировать паттерны соблазнения, вследствие смещения своего либидо с жены, на дочь, где родители подкрепляли инфантилизм девочки и будто бы транслировали ей " Не расти", где " забитая" авторитетом отца мать не могла постоять за девочку и защитить её интересы. То есть, это семья с психологически не зрелой, слабой матерью и деспотичным, не редко нарциссическим, отцом. ( Там много чего ещё другого в истории её развития но это уже другая история)
Эти условия детства предопределяют одну из особенностей истерически организованной женщины - её стойкое бессознательное обесценивание женщин и идеализация ( а одновременно и страх) мужчин.


Когда истерическая женщина приходит в терапию, она( в отличии от других типов) очень быстро развивает перенос с терапевтом.
На женщину - психотерапевта она проецирует, как правило, фигуру матери, а значит истеричка во время терапии поглощена в большей степени ни лечением, а конкуренцией с женщиной терапевтом. Это проявляется в том, что истеричка обесценивает, принижает, в крайних случаях, враждует с терапевтом, конкурирует с ней.
На мужчину - психотерапевта женщина истеричка проецирует фигуру отца. А это значит, что она, зависнув в Эдиповом конфликте, будет в большей степени поглощена не терапией, а завоеванием любви мужчины психотерапевта. С этой целью ( даже если эта цель не осознаётся ею), она будет соблазнять, флиртовать, возбуждать психотерапевта. Она будет видеть в нём не врача, а прежде всего мужчину.
В переносе с психотерапевтом мужчиной очень быстро активизируется и ярко проявляет себя базовый бессознательный конфликт истерички: она влюбляется в терапевта, страдает, вносит драматические сцены в психотерапию и т.д.
Соответственно, в контрпереносе психотерапевт чувствует ответные реакции на поведение истерички в переносе.
Женщина - психотерапевт может ощущать раздражение, принижение, чувствовать , что её обесценивают ( причём это будет не обесценивание профессионализма женщины - терапевта* так поступил бы нарцисс*, а это будет обесценивание каких то женских качеств психотерапевта - внешности, ухоженности и т.д. и это есть маркер истерической структуры пациентки), стыд, злость.
Мужчина - психотерапевт в контрпреносе может ловить себя на том, что в нём пробуждается сильное желание помочь истеричке, желание спасти её. Он может так же " ловить" в контрпереносе своё возбуждение в ответ на её соблазнение (потому что она умеет превосходно флиртовать и соблазнять), он может так же ощущать сексуальное желание, стыд, злость.
Практически на первых же сессиях ( 1 - 3 сессии) истеричка демонстрирует свои специфические защиты. Прежде всего это такая психологическая защита, как регрессия. Именно поэтому и женщину- психотерапевта и мужчину - психотерапевта во время сессии не покидает.. какое то смутное ощущение того.. что перед ними не зрелая, " маленькая" девочка.
Регрессия - это откат в детство. Позиционирование себя " маленькой девочкой" происходит, во первых, потому, что в детстве истеричка долгое время получала послание " Не расти". Любимым выражением отца, в соблазняющей фазе их взаимоотношений, могла быть фраза " Моя малышка" и т.д. У истерички бессознательно живёт убеждение:" Мужчины любят молодых. А ещё больше маленьких ( капризных) девочек"
Более того, она выбирает регрессию как способ психологической защиты потому, что это её средство ОБЕЗОРУЖИТЬ мужчину, к которому на самом деле, в глубине души , она испытывает страх. Кроме того, регрессия является её способом защиты от отвержения: " Если я буду маленькой, милой, послушной девочкой - он не посмеет меня отвергнуть". В глубине души истеричка очень не уверена в своей привлекательности, у неё крайне заниженная самооценка.
Следующей психологической защитой истерички является репрессия - вытеснение травматичных воспоминаний детства( Фрейд считал, что это воспоминания об инцесте, но сегодня доказано, что это могут быть вытесненные ФАНТАЗИИ об инцесте)
Третьей психологической защитой истерички является противофобическое отреагирование. Что это такое? Это такой способ справиться с тревогой, когда истеричка совершает действия про то, чего на самом деле, в глубине души, очень боится. Например, она может бурно соблазнять, при том, что в глубине души испытывает огромный страх перед сексом. Или же она может эксгибиоционистически демонстрировать своё тело, при том, что на самом деле она стыдится своего тела. Или она может стремиться находиться в центре внимания, в то время, как субъективно чувствует себя хуже других и т.д.
Ещё одна защита, к которой она может прибегать - это диссоциация. Иллюстрацией этого может быть: 1. " ложные воспоминания" - уверенность при воспоминании того, чего не было ( она врёт и сама же искренне верит в своё враньё), " фантазийная псевдологика" - склонность рассказывать вопиющую ложь и при этом , по крайней мере во время рассказа, верить в эту ложь. Не редко она может рассказывать ложь и терапевту., " очаровательное безразличие" - странная минимизация тяжести ситуации или симптома.
Эти способы защиты от тревоги прекрасно проявляются в сессии и служат одним из способов понять внутренний мир клиентки.
Таким образом, возвращаясь к вопросу, который мне задали), отвечаю:
внутреннюю организацию и структуру внутреннего мира клиентки я узнаю по собственным ощущениям в контрпереносе, по наблюдаемым способам защиты и по наблюдаемым особенностям переноса клиентки.
Спасибо за вопрос:)
P.S. Юляarhetip_v внесла ценные дополнения и поправки в мой пост. Эти поправки очень важны и я привожу их здесь
 "1. перенос не так сильно зависит от пола терапевта - мужчины-аналитики сплошь и рядом ловят на себе материнский перенос, а женщины - отцовский.
2. теория о фантазийных воспоминаниях об инцесте тоже принадлежит Фреду, просто он создал ее чуть позже. Многие, кстати, считают, что это была дань обществу, которое было (И есть) не готов принять идею инцестуозных соблазнений."
 Спасибо, Юля!)

истерический характер, мои психологические консультации, трансфер

Previous post Next post
Up