"Когда я была очень молодой, я не могла себе представить пожилых женщин, идентифицированных с анимусом. Женщины были или требовательными и предвзятыми, или бедняжками, которые прятались при малейшей угрозе. У сильных женщин уверенность в себе проистекала из обобщений, сделанных за многие годы, из их принципов - вместо опоры на факты. Они продолжали упорствовать, несмотря на то, что раздражали всех вокруг себя. Они выделялись, потому что больше не могли прятаться за псевдо-мускулинное поведение и пытаться казаться хорошими. Они разочаровывали даже самих себя. Они должны были бы задаться вопросом, почему люди избегают их или скучают в их присутствии. А робкие женщины из-за самокритичного анимуса, создававшего теневое чувство неполноценности, прятались или пытались быть незаметными.
Я знакома с одной из этих сильных женщин, которая была пионером в интеллектуальном мире в начале столетия и достигла высоких результатов в академической карьере.
Выйти замуж и иметь детей было ее мечтой, как и для всех женщин ее поколения, поэтому она не готовилась к профессиональной реализации. Вместо этого она, имея блестящий ум, развлекалась интеллектуальными научными книгами. Она стала почти экспертом в различных областях, которыми увлекалась. Вместо того чтобы заниматься благоустройством семейной жизни, она волевым усилием отложила эту задачу в сторону. Желая, чтобы ее как можно меньше беспокоили в доме, она заранее устранила все помехи для своего чтения. Она ограничила спонтанную жизнь и естественные человеческие формы общения в своей семье. Она убивала все, что могло поддержать атмосферу дома. Она царствовала в этой стерильной обстановке и читала свои любимые книжки. Однако она не могла оценить, что она изучила и насколько далеко продвинулась. Она фиксировалась на фрагментах броской информации и множестве аргументов, большая часть которых закрепляла ее предрассудки. Это не помогало ей расширять свое видение и развивать личность. Но еще она занималась своим садом с экзотическими фруктовыми и декоративными деревьями и кустарниками. Это было ее единственное занятие, не связанное с текстами, и оно давало для ее психики больше, чем чтение, но она не умела извлечь из этого пользу. Ее муж, почти не обращавший на нее внимание, по-видимому, избегал семейной жизни и ушел целиком в свой бизнес. Она продолжала читать и старалась понимать все более трудные книги, за исключением книг по юнговской психологии, хотя она купила их сразу после их выхода в свет.
Как только она находила интеллектуальную аудиторию, она начинала излагать свои взгляды, собрание своих находок. Эта информация обычно не воспринималась ее слушателями из-за ее нечувствительности к их потребностям. Но это не останавливало ее. Она никогда не применяла на практике то, чему научилась. По мере того, как она становилась старше и авторитетнее, ее знания становились все более подобны давящему прессу. Ее волновало только одно - победить аргументами всякого, кто осмеливался с ней спорить.
В 70 лет, когда конец ее жизни был не за горами, она начала читать все, что находила про диеты. Она решила жить вечно. Она победила бы смерть. Она дожила до 85-ти. Тема смерти была последней, в которой она должна была выиграть. Она перенесла несколько ударов, делая упражнения, но оставалась дерзкой перед лицом смерти.
Ее достижения были бы замечательными, будь они действительно творческими. Из-за ее идентификации с анимусом они, напротив, были усилиями в направлении одной цели - победить любой ценой. Остается неочевидным, что же она выиграла, но это явно не относится к обретению смысла в жизни. Анимус стал роботом, машиной, ведущей в своей бесчувственности ее к концу.
Ее последний удар приковал ее к постели и лишил речи. Ее нужно было госпитализировать. Ее единственной возможностью было бороться за физическое выживание. Медсестры зафиксировали ее в кровати ради ее же безопасности, но она постоянно пыталась выбраться и сбежать - от смерти. Через некоторое время она впала в беспамятство и умерла. Она оказалась игрушкой в руках анимуса. Она так и не воспользовалась огромными талантами, данными ей с рождения. Ее анимус стал законом, запретившим это. Возможно, если бы она родилась в наше время, она смогла бы достичь огромного профессионального успеха и стать хорошим человеком.
В молодом возрасте у нее был жизнерадостный легкий характер, но к середине жизни он переменился, и она стала заносчивой и ворчливой. Ее умственные способности не пошли ей на пользу. «Какая жалость - потерять такие возможности!» - могли бы мы сказать. Если бы она поняла, что женщина должна принять вызов надличностного мира, чтобы ее анимус сфокусировался и стал пригоден для творчества, она могла бы обрести смысл жизни. Если бы она родилась позже, то смогла бы узнать, что ее ощущение изолированности и двойственное впечатление, производимое на других, означали, что ее анимус не функционирует нормальным образом, блокируя ее психологическое видение.
Если в наше время пожилая женщина обнаруживает, что что-то не в порядке, она может остановиться и прислушаться к движениям, идущим изнутри. Она может или воспользоваться помощью психолога, или реализовать себя профессионально, или обратиться к литературе по женской теме, помогающей постичь внутреннее послание. И каким бы ни было это внутреннее послание, если у нее достаточно энергии, она может попытаться принять вызов реального мира и реализовать свои лидерские способности. Она должна не только думать, чувствовать и рассуждать, но и сделать то, о чем мечтала всю жизнь. Или она должна последовать за малейшими побуждениями к активности, которые просыпаются в ней, даже едва различимыми. Сегодня у женщин есть возможность реализовать свои непрожитые стороны. У них есть шанс насладиться осмысленной зрелой жизнью."
Джэн Холлистер Уилрайт