Когда ход процессов нарушается.. Или о травме сепарации.

Mar 17, 2012 08:03

Мне в комментариях http://ameli39.livejournal.com/655741.html?thread=3439997#t3439997  задали вопрос про то, какую задачу решает контрзависимый человек в отношениях. Отвечаю: контрзависимый человек в отношениях решает задачу создания автономии и установления границ.
В норме этот этап - этап сепарации - ребёнок проходит в возрасте от 6 месяцев до 3х лет. Если же травма развития прервала этот процесс, то человек несёт решение этой задачи во взрослую жизнь. И, соответственно, несёт в жизнь какие то паттерны поведения ребёнка в возрасте от 6ти месяцев до 3х лет.
Певроочерёдной задачей этого возраста является отделение и развитие индивидуальности. Основные развивающие процесы этого периода: 1. учиться безопасному изучению окружающего мира, 2. учиться доверять своим мыслям, чувствам, поступкам и управлять ими принятыми в социуме способами, 3. развивать в себе разумный нарциссизм, 4. научиться разрешать внутренний конфликт между единением и отделением ( " У меня всё в порядке" и " У вас всё в порядке"), 5. завершить процесс своего психологического рождения и т.д.
Важные родительские навыки для завершения развивающих процессов ребёнка этого периода : 1. позволять ребёнку изучать окружающий мир,2. поддерживать его самостоятельность, но продолжать быть рядом, 3. чаще говорить " да", чем " нет", 4. научить ребёнка открыто просить об удовлетворении свих потребностей, 5. оказывать ребёнку поддержку в проявлении своего независимого " Я" и другие.
Повторю: если развитие ребёнка на этом этапе было прервано травмой, значит ребёнок не прошёл развивающие процессы этого периода( 6 месяцев - 3 года) и принёс решение этой задачи в свою взрослую жизнь. А значит в свои взрослые отношения. Контрзависимый бессознательно выбирает партнёра, который поможет ему решить задачу сепарации и отделения. Задачу психологического рождения. Но, как правило, эти попытки заканчиваются неудачей, потому что возникают созависимые, а не психологически зрелые, отношения, в которых происходит отыгрывание старых травм и ( комплиментарных) сценариев, которые заканчиваются ретравматизацией ( новым травмированием по старому образцу)
Для того, чтобы понять ведущую нерешённую задачу контрзависимого - достаточно определённое время понаблюдать за его поведением в пространстве психотерапии и вспомнить исследования Маргарет Малер, которые могут прояснить поведение контрзависимого. Поведение контрзависимого содержит в себе следы поведения ребёнка на одной из 4х стадий психологического рождения.


Маргарет Малер, которая долго и тщательно исследовала поведение младенцев в период психологического рождения выделила 4 самостоятельные стадии этого процесса: 1. дифференциация, 2. ранняя практика, 3. воссоединение, 4. постоянство объекта. В зависимости от того, на какой из этих 4х самостоятельных стадий произошёл обрыв, контрзависимый и проявляет ведущие паттерны поведения.
На первой стадии, на стадии дифференциации ( от 6 до 11 месяцев) дети впервые начинают рассматривать себя отдельно от родителей. Они изучают лица родителей, тянутся к краю их коленей и т.д. Потом дети начинают ползать, но всегда стараются быть в пределах видимости или слышимости отца или матери.
Во время второй стадии ( от 11 месяцев до 16 месяцев) дети начинают вставать на ноги и постепенно учатся ходить. Это позволяет им исследовать более дальние территории. Родители обнаруживают, что при исследовании окружающего мира, дети забираются на немыслимую высоту и передвигаются на немыслимые расстояния. На данной стадии ребёнку важно говорить " да" по карйней мере в два раза чаще, чем " нет". Это поддерживает их исследовательские качества. И тут родителям важно обеспечить детям безопасное пространство для исследовнаия.
На третьей стадии ( 16 месяцев - 2 года) дети начинают воспринимать отца и мать как независимых личностей, когда дети возвращаются к ним после исследования окружающего мира. Дети начинают осознавать свою собственную обособленность и чувствуют себя испуганными и уязвимыми. Они могут стать тенью своих матерей и отцов, не позволяя им выйти из поля зрения.
Но что самое важное, именно в этот период начинается противостояние интересов : дети начинают ТРЕБОВАТЬ от родителей НЕМЕДЛЕННОГО ВНИМАНИЯ. Именно для этого периода характерны вспышки гнева и раздражения. Эти вспышки гнева помогают ребёнку освободиться от разочарования и напряжения, позволяя затем ощутить покой и безмятежность, а также ( ! ) готовность прощать и получать прощение. И очень важно к этим вспышкам гнева относится с пониманием и сохранять спокойствие. Благожелательные объятия, улыбка или слова понимания, полученные от родителей, сообщают детям, что их по прежнему любят.
Вот если именно так происходит развитие этой ( третьей) стадии отделения - родители смогли уберечь ребёнка от травмы развития , а следовательно сумели помочь психологическому рождению ребёнка. Но если же в этот период, вместо благожелательности, спокойствия, теплоты, травмированные родители вовлекаются в СИЛОВЫЕ ПРОТИВОСТОЯНИЯ с ребёнком, возникающее у ребёнка чувство обиды, отвержения, возмущения может послужить причиной травмы развития, так как дети зафиксируют глубоко в душе ощущение своей эмоциональной отверженности.
На четвёртой стадии ( 2 - 3 года) дети учатся согласовывать своё сильное стремление к блаженству, которое воплощается в единении, с такой же сильной потребностью в отделении и индивидуальности. И именно это ускоряет эволюционный кризис психологического рождения. Эти конфликтующие внутри психики силы, могут быть сбалансированы ТОЛЬКО ЛИШЬ с помощью ПОСТОЯНСТВА ОБЪЕКТА. То есть, со способностью воспринимать себя и других как отдельные объекты, обладающие как хорошими , так и плохими качествами. При отсутствии полноценного развития потсоянства объекта " Я в порядке и ты в порядке", в своей последующей взрослой жизни, человек будет так же воспринимать людей и явления мира, категорично разделяя их на " белое" и " чёрное". Так фиксируется психологическая защита, способ адаптации к миру, который называется " расщепление". По существу это разделение мира на " хороший мир" и " плохой мир".
В норме же трёхлетние дети уже имеют достаточно развитое представление о постоянстве объекта, чтобы интегрировать положительные и отрицательные качества в ОДНОМ. Здоровые трёхлетние дети уже сформировали представление о хорошем родителе и о хорошем себе.
Если же на этой стадии не сформировано представление о постоянстве объекта - дети направляют свой гнев на самих себя, переполняются этим гневом, что так же является травмой для 3х летнего ребёнка. И, следовательно, ребёнок травмируется этим долгое время, а впоследствии всё это переносится во взрослую жизнь.
Работая в психотерапии с контрзависимым человеком, можно очень чётко проследить в его поведении проявления этих не завершившихся процессов каждой из 4х стадий психологического развития. И так же чётко можно пронаблюдать: на какой именно из этих четырёх стадии зафиксировался контрзависимый. ( поведение какого именно возраста он чаще всего проявляет)
Именно в новом опыте "детско- родительских отношений", которыми на первых порах являются отношения с психотерапевтом, происходит коррекция и завершение развивающих психологических процессов, не осуществившихся у контрзависимого в возрасте с 6 ти месяцев, до 3х лет.

травма развития, травмы родителей, созависимые отношения, трансфер

Previous post Next post
Up