От травмы привязанности к " диффузной идентичности". Или про " дом на болотистой почве.."

Feb 12, 2012 10:23

 У меня последнее время сложилась понятная, ясная, чётко оформившаяся картинка того, как формируется " диффузная идентичность " погранично нарушенного человека и я хочу этим тут поделиться. И в этом есть не малый вклад моих клиентов, которым я хочу сейчас сказать " Спасибо, дорогие мои!  Работа с Вами помогает мне видеть и понимать более глубокие механизмы различных психологических проблем."
Маргарет Малер, которая долгое время занималась исследованием взаимоотношений между младенцем и матерью в первый год жизни, сказала однажды, что корни детских психозов, а также корни пограничного расстройства, надо искать на первом году жизни или в начале второго года жизни человека. Именно травма, которую получает ребёнок в этот важный период своей жизни приводит впоследствии к формированию пограничной степени нарушенности личности. Погранично нарушенная личность - это человек, который " застрял" на этапе перехода от симбиоза с матерью к психологическому рождению, которое так и не осуществилось.

Психологическое рождение - это процесс, в ходе которого младенец постепенно формирует внутрипсихическую репрезентацию себя в отличие от репрезентации матери. То есть это процесс, в ходе которого ребёнок начинает осознавать " Вот это - я, а вот это - моя мама" Впоследствии это приводит к чёткому понимаю человеком " Вот это - я, а вот это - Другой"
Главным и необходимым условием психологического рождения является истинная( то есть подкрепляемая хорошей эмоциональной и энергетической связью, эмпатией) привязанность матери к своему ребёнку. Нет привязанности - не будет отделения. А следовательно не осуществится и психологического рождения. Вот такой, на первый взгляд, парадокс - завязывайте прочные и красивые узелки ваших связей с ребенком, и потом он с легкостью, потянув за ниточку, сможет их развязать.
Маргарет Малер придавала огромное значение привязанности и симбиозу между матерью и ребёнком в первый месяц жизни младенца. Вот как она определяла значимость этого процесса:
" Нормальная симбиотическая фаза обнаруживает первостепенно важную филогенетическую способность ребенка формировать эмоциональную привязанность к матери внутри этого "двойного единства", 1. готовящую почву для всех дальнейших человеческих взаимоотношений. Нормальная симбиотическая фаза 2. является предварительным условием для отделения ребенка от матери в последующей фазе сепарации-индивидуации.
Оптимальный человеческий симбиоз имеет исключительно важное значение 3. для перемен в индивидуации и 4.для появления катектически устойчивого "ощущения идентичности".

Таким образом, понятно, что психологическое рождение - это не только закономерный этап нормального психосексуального развития, но и предпосылка дальнейшего наиважнейшего процесса - процесса индивидуации.
Индивидуация - это попытки построить свою уникальную идентичность, воспринять свои собственные индивидуальные характеристики.
Следовательно, если по каким то причинам ребёнок получает в младенческом возрасте травму развития, которая прерывает самый первый в жизни человека психологически очень значимый процесс - процесс привязанности и симбиоза - человек не осуществляет психологического рождения и не может перейти к следующему процессу своего развития - к процессу индивидуации. Человек застревает между слиянием и отделением, между " Я и мама - одно целое" и " Я - отдельный человек. У меня собсвтенная идентичность. Я знаю кто я. И я знаю кто другие".
Вот это вот " на границе" - и есть пограничная степень нарушенности.
И тогда вполне закономерно то, что я наблюдаю на первой же консультации с клиентом: погранично организованный человек не может внятно и целостно дать ответ на вопрос Кто я?" . Не может, рассказывая о себе, создать целостный образ себя.
Точно такие же сложности он испытывает , когда я прошу его описать своих близких , или ответить на вопрос "Кто другие?"
Идентичность пограничника расплывчата. Это то, что Отто Кернберг называет " диффузная идентичность" :
"Клинически “диффузная идентичность” представлена плохой интеграцией между концепциями Я (self)2 и значимых других. Постоянное чувство пустоты, противоречия в восприятии самого себя, непоследовательность поведения, которую невозможно интегрировать эмоционально осмысленным образом, и бледное, плоское, скудное восприятие других - все это проявления диффузной идентичности. Ее диагностическим признаком является то, что пациент не способен донести свои значимые взаимодействия с другими до терапевта, и поэтому последний не может эмоционально сопереживать концепциям его самого и значимых других."
Кернберг делится своими наблюдениями о том, как проявляет себя " диффузная идентичность при первой же встрече такого пациента с терапевтом:

" Диффузия идентичности проявляется и в том случае, если пациент описывает значимых людей, а терапевт не может собрать эти образы в цельную и ясную картину. Описания значимых других бывают настолько противоречивы, что больше походят на карикатуры, чем на живых людей. Одна женщина, которая жила в “тройном союзе” с мужчиной и другой женщиной, не могла описать ни их характеры, ни сексуальные взаимоотношения между этими людьми, и особенно свои отношения с каждым из них. Другая пограничная пациентка с мазохистической структурой личности описывала свою мать то как теплую, заботливую, чуткую к нуждам дочери женщину, то как холодную, равнодушную, бесчувственную, эгоистичную и замкнутую в себе. Попытки прояснить эти противоречия сначала усилили тревогу пациентки, а потом она почувствовала, что терапевт нападает на нее, критикует за такой противоречивый образ собственной матери и за “плохие” чувства к ней. Интерпретация, согласно которой пациентка проецирует свое чувство вины на терапевта, снизила ее тревогу, но причинила пациентке боль, когда она осознала, насколько хаотично ее восприятие собственной матери. Разумеется, пациент может описывать какого-то по-настоящему хаотичного человека, так что надо уметь отличать хаотическое описание другого от реалистического изображения человека, который хронически ведет себя противоречиво. Но на практике это легче, чем может показаться."

Следовательно, обобщая всё вышесказанное, в формировании пограничной степени нарушенности, можно выделить следующую схему:
1. рождение ребёнка,
2. травма,полученная ребёнком, которая прерывает установление здорового симбиоза и привязанности с матерью,
3. несформированность привязанности с матерью блокирует формирование базового чувства безопасности к миру,
4. несформированность базового чувства безопасности к миру блокирует процесс психологического рождения,
5. заблокированное психологическое рождение блокирует процесс индивидуации,
6. неосуществившееся начало индивидуации блокирует формирование и развитие собственной прочной идентичности,
7. несформированность собственной идентичности структурирует так называемую " диффузную" или " расплывчатую" идентичность.
8. Не случившееся психологическое рождение моделирует пограничную структуру личности.

Здесь , на мой взгляд, уместно будет вспомнить теорию Михаэля Балинта.
Согласно концепции М.Балинта, нарушения привязанности между матерью и ребёнком в первые месяцы жизни имеют дефицитарную природу и приводят к так называемому базисному дефекту (Балинт, 2002). Метафорически этот дефект можно сравнить с участком земли, на которой в дальнейшем строится дом. Даже если здание нашей идентичности на более поздних этапах развития строится из хорошего и прочного материала, то, что было раньше и глубже - болотистая почва под строением, подземная река, зыбучий песок - регулярно приводят к его оседанию и разрушению.
Задачей терапевта в этой ситуации является возвращение клиента к его переживаниям и чувствам по поводу своей идентичности. Зачастую клиенты не понимают, чего хочет от них терапевт: переспрашивают, рассказывают о других людях или незначительных событиях, теряются… Предложение клиенту рассказать что-нибудь о себе, вопросы «Что Вы чувствуете, рассказывая мне о том, кто Вы и какой Вы человек», «Чего Вы хотите» и т.п. являются началом кропотливой работы по восстановлению Я клиента от тех ранних травм, которые нанесли такой сильный ущерб его психике. И это именно то, с чем я сталкиваюсь и работаю в моих психологических консультациях.
 

личностный рост, психологический портрет, травма развития, мои психологические консультации

Previous post Next post
Up