В настоящее время проблема зависимого поведения человека уже достаточно хорошо исследована. Наработано много эффективных методово работы с зависимостью.
Феноменологию зависимости можно рассмотреть с разных точек зрения.
1. С точки зрения эволюционной теории Берри и Дженей Уайнхолд:
зависимость - это отыгрывание травмы развития, которая была получена в период с рождения до 3 лет, в своих взрослых отношениях.
С точки зрения этого же подхода, травма развития ( аналогичная доэдипальной травме в психоанализе) - ситуация, при которой отсутствует энергетическая( эмоциональная) связь между матерью и младенцем. Травма, связанная с развитием препятствует процессу психологического рождения ребёнка. Прежде всего такая травма нарушает два наиважнейших процесса раннего детства:
1. процесс формирования здоровой привязанности,
2. процесс психологической сепарации( отделения) от родителей.
Без завершения этих двух процессов, которые в норме происходят до 3х лет, психологическое рождение ребёнка не возможно.
Человек, который получил травму развития в доэдипальный период( с рождения до трёх лет) и не прошёл процесс психологического рождения, повторяет ( воспроизводит) отыгрывание этой ранней травмы в более взрослом возрасте. Так психика стремится завершить, прерванный травмой, процесс психологического рождения
Повторная попытка "наверстать" упущенное, прерванное травмой, происходит в подростковом возрасте: с 12 до 16 лет. Это второй шанс, который даётся человеку для его психологического рождения.
Если же по каким то причинам, человеку не удаётся осуществить психологическое рождение и в подростковом возрасте, то он привносит доэдипальную травму развития в свою взрослую жизни и отыгрывает попытки психологического рождения всю свою взрослую жизнь.
Берри и Джеей Уайнхолд рассматривают ситуации зависимости человека от любовного партнёра ( так называемую любовную зависимость) как естественный процесс психики направленный на осуществление человеком психологического рождения. Аддикт ( в зависимости от того, когда именно оборвался в раннем детстве процесс психологического рождения) стремится либо к установлению так и не случившейся в детстве здоровой привязанности, либо к установлению так и не случившейся в детстве здоровой сепарации
2. С точки зрения гештальттерапии:
зависимость - это попытка избежать переживания болезненных , вытесненных в прошлом, чувств беспомощности, отчаяния, гнева, отверженности.
Зависимое поведение - это попытка превратить пассивное эмоциональное переживание , которое ассоциативно напоминает какой то травматичный и очень болезненный детский опыт , в активное действие ( что в психоанализе подобно отыгырванию - неспособности пребывать в каком то болезненном чувстве, неспособность выдержать это чувство и спонтанная активность, какие то лишённые смысла активные действия в тревожной для человека ситуации)
Отыгрывая свою тревогу, человек избавляется от пребывания в болезненном переживании и возвращает себе чувство контроля над собой и над миром.
3. С экзистенциальной точки зрения:
зависимость - это потеря возможности выбора в своей жизни, потеря свободной воли, сведение жизни к автоматическим реакциям, которые недоступны для осмысления.