Психоаналитические представления о нарциссизме разделяются на три четко обозначенных направления: либидинозный, деструктивный и здоровый.
По Фрейду - «первичный нарциссизм» нормален и предвещает этап объектных отношений, когда личность вкладывает в них своё либидо. «Вторичный» нарциссизм регрессивен, когда либидо отвращается от объекта и направляется на себя и свое тело - гомосексуальный выбор объекта, аутоэротизм.
Согласно схеме Фрейда, по нарциссическому типу человек любит:
а) то, что сам из себя представляет (самого себя)
б) то, чем раньше был
в) то, чем хотел бы быть
Движение от «а» до «в» может быть прогрессом, но все же находится в границах нарциссизма.
По Карлу Абрахаму - как особая форма сопротивления (клиент ассоциирует себя с консультантом, ощущает себя суперконсультантом). Признаки:
- непереносимость позиции конфронтации;
- клиент не переживает по поводу анализа, избегает созависимости с консультантом (псевдонормальность);
- клиент готов работать только с симптомом, а не с причиной.
По Отто Ранку - женское тщеславие, женский нарциссизм:
- естественная любовь женщины к своему телу;
- защита от плохости мужчин; если мужчина не ценит меня (не соответствует моим ожиданиям), я сама это сделаю для себя.
По Карен Хорни - тяжелое внешнее переживание, защита от тревожности через идентификацию с Идеальным Я; приводит к невозможности самореализации, т.к. любовь к Идеальному Я не дают заботиться о своем реальном Я.
Миф Овидия о Нарциссе дает понимание этому процессу. Ужасная дилемма перед нарциссической личностью:
- либо остаться в ловушке призрачного мира самолюбования, Идеального Я. И тогда невозможна самореализация - реализация Реального Я.
- либо освободиться от оков незнания себя, что делает возможным познание и других тоже, но ценой смерти (в мифе предсказывает Тиресий, что Нарцисс умрет, если увидит свое отражение).
Хотя нарциссическая личность думает только о себе, ирония состоит в том, что она не может в действительности познать себя, т.к. не может занять позицию «со стороны». Сверхвнимательная Эхо становится зеркальным отражением рассеянного Нарцисса (отраженный нарциссизм)/
Нарцисс Эхо
Он недосягаем Она стремится быть в его объятиях
Он думает только о себе, безжалостно эгоистичен Она не способна думать о себе, можно только о нём. Ущемленное чувство собственного достоинства делает её особенно уязвимой
Он не способен отождествить себя с другими, посмотреть на себя со стороны, другими глазами, и за счет этого увеличить сферу своей личности. Она не имеет своего голоса, способна только вторить чужому мнению.
С точки зрения привязанности они оба тревожны: она нетерпеливо цепляется за объект обожания, он всегда держит её на расстоянии.
Тиресий, подобно психотерапевту знал, чтобы выжить психологически, необходимо с возрастом преодолеть нарциссизм. Если сможем принять старение и смерть, то мы сможем пережить метаморфозу (не превратиться в цветок, как регресс от высшего к низшему), то наша самооценка окажется под надежной защитой, и мы сумеем себя наполнить внутренней красотой.
Если же нет, то наш нарциссизм обрастает толстой кожей, сделает невозможным отношения с людьми из-за нашей настойчивости и требовательности. Любя только себя, мы завидуем тем, кто может общаться с другими, и губим их с помощью нашего собственного проклятия, используя красоту как оружие.
По Герберту Розенфельду - деструктивный нарциссизм: патологическая зависть, ненависть, разрушение объекта, являющегося «иным».
1. «Толстокожие» (рассеянные, образ Нарцисса) - слабо понимают чувства окружающих и действуют деспотически, с надменной безжалостностью. Им свойственна грандиозность и эксгибиционизм.
Механизм защиты - только «я» имеет право на существование.
После терапии обнаруживается пустота и отчаяние, что не можем общаться с «другим».
2. «Тонкокожие» (сверхвнимательные, образ Эхо) - застенчивы и эгоцентричны, болезненны к их неприятию и критике. Живут как с «содранной кожей» и настолько подвержены эмоциональным травмам, что их «я» травмируется на каждом шагу. Инстинкт смерти преобладает над инстинктом жизни. Положительный момент - клиент не сталкивается со своими истинными потребностями (принцесса, лежащая в гробу в ожидании прихода принца и его поцелуя)
Здесь механизм защиты - ощущение самодостаточности, «мне никто не нужен».
После терапии за их хрупкостью открывается агрессия.
По Отто Кернбергу - нарциссизм, как личностное расстройство, при котором клиент эгоцентричен и требователен, переоценивает свои способности и свою индивидуальность, завистлив и не замечает чувств других. Т.к. они мутанты, их надо просто подстричь, ничего другого не сделать.
1. фальшивое self 2. симптоматическое self 3. истинное self
Верхняя часть - сознательная, нижняя - бессознательная. Вторая зона является реальным шансом проникнуть в третью или столкнуться с ней.
По Хайнцу Кохуту - любовь, направленная на себя и любовь к внешнему объекту обожания - не как элементы одного континуума, а как две различные линии развития, проходящие через всю жизнь. Здоровый аспект нарциссизма:
- обожание ребенка родителями
- восхищение ребенка собой и миром
- «нормальные» стремления, надежды, идеалы и амбиции
Эта линия развития не заменяется любовью к внешнему объекту, просто утрачиваются иллюзии, так что в зрелом возрасте основу нарциссизма составляют зрелая самооценка и реалистические цели. «Нарцисические раны» появляются вследствие родительского неприятия или насилия : «ты не красивый», и личность, чтобы сохранить надежды и мотивацию на развитие защищается эгоизмом.
«Я должен быть толерантным и к любви, и к ненависти»
По Юнгу - нарциссические пустоты похожи на ощущение оставленности Богом, бессмысленности насилия со стороны Бога:
- ощущение тотальной несправедливости;
- непонимание со стороны родителей;
- переиначивание смысла наших поступков.
По словам Терезы Авильской: «Человек возносится к Богу, также как младенец возносится к груди…» А для клиента-нарцисса Бог всегда окрашен негативно из-за материнского всесилия (Материнский комплекс). Пирсинг, как символ пригвожденности к своей судьбе.
ПРИЗНАКИ НАРЦИССИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ
1. Страх быть отвергнутым. Под покровом исключительности - ощущение несостоятельности; в такой ситуации ранят даже незначительные замечания, подтверждающие обычность и ординарность, а значит неинтересность.
2. Недостаток чувствительности. Ощущение эмоциональной брошенности возникло, когда клиент достигал в жизни некоей определенности за счет вытеснения из жизни эмоций, как чего-то опасного. Легкость обращения с объектным миром, информацией, а не с чувственным, субъектным.
3. Грандиозность и депрессия. Удерживаемое в тайне неразделенное горе - этакая ангелоподобность (Божий дар) и тогда такого человека не может удовлетворить ничего, кроме абсолютного совершенства. Любая попытка сократить это расстояние наталкивается на его сопротивление (суровое суперэго).
4. Нарушенная сексуальность - у мужчин сильная озабоченность пенисом, своим или чужим; без надежды на взаимность пациент использует силу и принуждение как единственный способ взаимодействия.
5. Невозможность понимания символов (мать никогда не переходит на символический уровень. От неё всегда чего-то надо).
6. Неадекватность восприятия. Соблазнение образами, а не жизнь с реальным человеком и в реальной жизни.
7. Недостаточное осознавание своей собственной жизни (амнезия несчастного детства, как защита - «всё было хорошо»).
8. Чрезмерный страх и непредсказуемая тревога, с которыми не расстаться, а поэтому научение с ними жить.
9. Несоразмерный «нарциссический» гнев как реакция на обиды всегда, когда чувствуется угроза (замещающая активность). Гнев обеспечивает безопасность одинокой нарциссической личности, не имеющей опоры. По Филу Молону - «нарциссическая уязвимость», по Кохуту - «нарциссическая рана».
10. Отсутствие баланса между близостью и дистанцией (любое прикосновение как вторжение или угроза).
11. Трудности с концентрацией (недоведение до конца).
12. Чрезмерная стыдливость (вдруг что не так, и это все увидят). Как защита - самому первому осмеять.
13. Трудности с определением потребностей («как вы не понимаете, чего я хочу?»).
14. Сверхадаптация, персонное поведение.
15. Ощущение обыденности и скуки (если в жизни нет драмы, или чего-то особенного). Я- титан, и должен выполнять только грандиозное. Обыденное не мой удел
КАК НАРЦИССИЧЕСКИЙ КЛИЕНТ ВЕДЕТ СЕБЯ НА ТЕРАПИИ:
- идеализируют и переоценивают терапию и своего терапевта, который представляется спасителем, владеющим силой, которая компенсирует пациенту чувство его ординарности и несостоятельности.
- охотно соглашаются посетить семинары с идеей «найти себя нового» (и полностью не принимать себя «старого»), как только дело касается боли, под разным предлогом прекращают терапию.
- не жалуются, а требуют - красивых идей, образов, приятных переживаний, рецептов, выводов и обобщений. Настаивают на лечении у лучшего специалиста, ничто меньшее им не подойдет.
- переполнены идеей эксплуатации консультанта из-за установки, что их должны все обслуживать, нянчиться с ними.
- очарованы таинственным «бессознательным», толкованием сновидений, воспринимают это как свою часть, полную божественного, где все ответы. Крайние позиции: либо очарованность, либо полное отвержение бессознательного.
- не переносят «отцовской» терапии; нуждаются в «материнском» подходе. Хотя «материнское» часто представляется как нечто опасное и неизвестное («мать, пожирающая свое дитя»), и тогда из-за тревоги от неопределенности («про что это?»)
требуют конкретных ответов, тактических решений.
- охотно пересказывают красочно и креативно события дня (возможность остаться в безопасном поле).
II. КОМПЛЕКС «МЕРТВОЙ МАТЕРИ» (по Андре Грину)
Интроектное психическое содержание матери не заполнено; мать мертва психически для ребенка; но депрессии нет. Это условие, когда не заполняются нарциссические потребности.
1. Работа горя (по Фрейду, «Про печаль и меланхолию». Потерять объект, значит приблизиться к реальности.
2. Значимость депрессивной позиции (По Кляйн, Виннекоту), когда депрессивная позиция переживается как норма.
Не погружаться в неё - не погружаться в глубины своей души.
3. «Белое горе» (По Хилману) Белое, значит нейтральное переживание, как пустота, как отсутствие чего-то.
Как развивается комплекс ММ - в этот момент резко меняется материнский образ: раньше он был наполнен материнством, теперь он «ледяной». Для ребенка её состояние переживается как катастрофа, которая не связана с его личным поведением. Причины её горя могут быть разными и не относящимися к клиенту. Но клиент подсознательно винит себя в горе матери. Если поступок не находится, то утрачивается смысл жизни. Тогда ребёнок теряет связь внутреннего и внешнего и появляется ощущение бессмысленности.
Этот механизм может запускаться в условиях:
• некой тайности событий, которые неизвестны ребенку (аборт, смерть другого ребенка, ухудшение экономической ситуации)
• появления значимой фигуры отца (отнятие от груди - до этого внешний мир был сконцентрирован в образе матери). Отец забрал либидо матери, оно принадлежит только ему. Ребенок чувствуя себя зажатым между Матерью и Недоступным Отцом, и тогда он защищается тремя способами -
а) дезинвестиция материнского объекта
Психологическое убийство объекта, лишение его всякого психического содержания без ненависти. Материнский образ становится дырявым, убивается его сердцевина - либидо. Остается периферическая часть образа матери - функциональная забота о ребенке. Но она бессильна полюбить его.
б) бессознательная идентификация с ММ
Если радовать, веселить мать или по-другому взаимодействовать с матерью (обращать её внимание на себя) ребёнку не удаётся, тогда такая мать перемещается внутрь - каннибальский способ поедания матери.
Либо проявление вторичной ненависти - попытки присваивать объект, преследовать его, осквернять, мстить объекту. (Для клиента может проявляться как ауто-эротическое возбуждение с доминирующими людьми. Для удовольствия органа, а не удовольствия от человека. «Мне от тебя ничего не надо, кроме….» - зона ММ)
в) преждевременное развитие фантазматических позиций
Ребёнок должен создать замещающую реальность, что имеет свои следствия:
- доращивание своих сенситивных функций (предсказывание, понимание большего)
- место уязвимости - любовные отношения. Чем ближе я подхожу к любовным отношениям, тем больше опасность провалиться в дыру ММ. Появление грусти, ощущения пустоты с появлением возможно близкого человека.
КАК ПРОЯВЛЯЕТЯ В СНАХ И ОБРАЗАХ:
- прочно зацепившиеся или преследующие трупы;
- спящая красавица в ожидании поцелуя принца;
- «замороженность» образа - кто-то должен придти и отогреть труп. Однако лед растопить нельзя, т.к. он - анестезия. Растопить лед - значит почувствовать боль, что для клиента-нарцисса невыносимо.
ВАЛЕНТ выделила три свойства нарциссизма:
1. для нарцисса никогда нет третьего: оппозиция его одного против всех остальных.
Разочарование подрастающего ребенка в матери неминуемо и обуславливает ненависть, которую он не может проявить непосредственно (кризис нового сближения по М.Малер).
Отец при этом необходим для того, чтобы ребенок мог
1) освободиться от матери;
2) интегрировать фрустрационную ненависть.
Отсутствие полноценной ранней триангуляции грозит опасностью фиксации объектных отношений на уровне паразитарных диадических отношений в симбиозе "ребенок-мать". В последующей жизни таким людям -
• Трудно жениться или выйти замуж, т.к. для них совершенно немыслимо, что их "половина" даже обмолвится словом или перекинется взглядом с кем-то "третьим".
• Если жена в ситуации беременности распределяет свою любовь и эмоциональное внимание между мужем и будущим ребенком, то это может стать невыносимым для привыкшего к диадическим отношениям мужа, и он будет искать отношений "на стороне", которые будут посвящены только ему.
• Этим же можно объяснить снижение полового влечения у женщины после наступления беременности - она не научилась делить свою любовь с кем-то "третьим" на стадии ранней триангуляции.
2. это не конфликт, а переживание
Его речь про свою жизнь будет повествовательной, чтобы втянуть консультанта, сделать его свидетелем своего переживания.
3. переживания не вербализуются, нет возможности их описать словами.
Комплекс ММ можно почувствовать только в терапийном переносе, а не в жалобах и симптомах клиента, т.к. печаль эта непроговариваемая, нет таких слов, чтобы выразить её.
ЧТО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В ТЕРАПИИ ПРИ РАБОТЕ С КОМПЛЕКСОМ ММ
• Консультант испытывает бессилие, опустошенность - реально у клиента есть все возможности исцелиться, но этого не происходит, т.к. ММ уже мертва и не может умереть второй смертью. (Чтобы умереть, нужно сначала стать живой).
• В терапии нужно воспроизведение отношений с ММ. Материнская терапия, но с ощущением холодного трупа ММ. В терапии не доводить сюжет до развязки, чтобы труп исчез. Нужно поддерживать его вечно замороженным, иначе опять будет зиять дыра и клиент останется не доволен терапией.
• Работая в переносе с таким клиентом, для компенсации нужно «добавить жизни» в свою собственную жизнь (хобби, сексуальность)
• Архетип родительской пары, которая выращивает внутреннего ребёнка внутри клиента. Не допускать диспропорцию: в Великой матери перебор материнских качеств и недостаток отцовских.
• Фантазии первой сцены: мать поглощена отцом, т.е. уходит от ребенка. Но она заполнена счастьем и радостью. Значит, отец становится причиной этой радости. Т.е. родители вместе и они счастливы. Попытки ребенка заполнить собой дыру ММ безрезультатны, только отец может заполнить её свом пенисом.
• Клиентское внешнее поведение (социальная успешность) не соответствует депрессивному отношению к объекту - матери в горе. И в терапии он будет соблазнять консультанта.
• Подстроиться к клиенту и его внутреннему ребёнку Он не может высказать своё состояние, и ждет материнской поддержки. Дождаться, когда он снимет защиту - свою внутреннюю няню. Анализ начинается, когда снимаются внутренние защиты. Няня - это его фальшивый self - но она умеет переводить голос немого внутреннего ребенка для окружающего мира, озвучивать его потребности. Если терапевт становится няней, то он учит клиента самого «нянчиться» с собой. Но это не позиция мамы, которая постоянно кормит, «ну ещё чуть-чуть», и кормит вечно.
• Несбывное нарциссическое чувство - рай возможен. Клиенты-нарциссы стремятся туда, игнорируя реальных людей и реальные события. Выяснить, какой части клиента важно уйти из реальной жизни в нереальную.
• Консультанту от оставленности Богом надо перевести Клиента на поиск Бога внутри себя, т.к. негативное окрашивание реальности происходит из затенённой самости. И это тоже путь к Богу через Дьявола, прохождение взаимодействия с негативным полюсом, через подавленное переживание.
Миф про Св.Христофора:
Страшилище и великан Христофор решил, что он будет служить самому сильному. И пошел в услужение Королю. Но тот всегда крестился, когда упоминалось имя Дьявола.
«Значит, - решил Христофор, - Дьявол сильнее» И пошел служить ему. Но работая на него, Христофор убедился, что опасается Дьявол Бога. И оставил тогда Христофор Дьявола и пришел к Богу.
Служа Богу, заметил Христофор, что тот всегда ублажает детей. «Значит ребёнок сильнее Бога?» И с этим вопросом пошел он искать ребенка. У реки он увидел мальчика, который попросил его перенести на другой берег. Христофор обрадовался этому. Посадил мальчика на плечи и пошел через реку. Но тут он почувствовал, что вода прибывает с большой скоростью, срывает его с ног, не дает ему дышать, и мальчик стал непосильно тяжелым. Но не сбросил его со своих плеч Христофор, удержал и перенес на другой берег, и увидел тут, что сидит на его плечах Бог и говорит, что прошел Христофор все испытания.
III. ФАЛИЧНОСТЬ И ИНФЛЯЦИЯ
Отсутствие зрелой маскулинности компенсируется ФАЛИЧНОСТЬЮ, которая по себе беспола.- функция увеличения, продвижения вперед, достижения цели, перфекционизм (раздувание чего-то до состояния эрогированности).
Юджин Моник в книге о мужской инициации -
- фаллос вдыхает жизнь во что-то неэнергетичное, пассивное;
- природная, животная часть души нуждается во впрыскивании;
- энергия, которая может породить индивидуальность, отделить от коллективного (индивидуация);
- фаличность пробуждает собственную индивидуальность.
В нарциссизме основа - фалличность. Приап - нарциссически травмированный ребенок, покинутый матерью, и его гиперфалличность компенсаторна или кастрирована.
Кастрированная мужественность расщепляется -
• По типу мачо или гипертрофированного самца или
• По типу женоподобного юноши.
ИНФЛЯЦИЯ - следствие интеграции. ЭГО интегрирует с какой-то частью, оно раздувается, «эрегируется».
1. ЭГО раздувается, т.к. ассимилирует в себя САМОСТЬ (какую-то часть бессознательного). И тогда только через принятие своей ТЕНИ возможно осознание своей добродетельности (история про Св. Христофора).
Раздутое инфляцированное ЭГО - мачизм, ощущение своего превосходства, апломбы. Это дорога от поиска Бога во вне к его поиску внутри (спор Иова с Богом).
2. ЭГО ассимилируется самостью. САМОСТЬ вбирает в себя ЭГО, которое растворяется, и появляется богоподобное состояние «Я - это всё». И тогда самонадеянность ЭГО притушается тяжелыми событиями.
СТАДИИ ФАЛЛИЧЕСКОГО ПОИСКА
1. Стадия отделения, обрезания мужественности. Когда настоящей маскулинности по какой-то причине нет места в реальной жизни.
2. Инфляция - реакция ЭГО на такую кастрацию.
3. Обрезание (уменьшение) - травма от столкновения с реальностью. Ощущение унизительной собственной несостоятельности, которое сопровождает конфликты при разводах, увольнениях.
4. Фаллический поиск.
5. Отказ от фаллического поиска и проживание остатка жизни с этой травмой. Отказ от поиска - это может быть отказ от амбиций, от профессии, от брака (как принесение жертвы, т.к. это не моё, хотя видимых причин для развода нет).
6. Божественное вмешательство - «установление связи с другими богами». Расширение масштабов своего существования, и тогда становится возможным наслаждение жизнью, какой она есть.
7. Трансформация.
http://www.elenamonik.ru/publ/jungianskoe_mirovozzrenie/narcissizm/narcissizm_i_infljacija/10-1-0-37