"Как может человек родиться, когда он стар?" * о трансформации*

Jan 05, 2012 08:58


Колесо истории нельзя повернуть вспять, и шаг человечества к духовной жизни, начало которой положено еще первобытными инициациями, не должен отрицаться. Конечно, наука не только может, но и должна образовывать частные области с ограниченными гипотезами, поскольку она и действует в этом направлении, однако психическое является более высшим образованием по сравнению с сознанием, большей целостностью, матерью и предусловием сознания. Научная мысль, являясь лишь одной из присущих психике функций, никогда не исчерпает полноту психической жизни. Психотерапевт не должен позволять своему видению исчерпываться патологией и быть непомерно глухим к пониманию того, что даже больной разум все же является человеческим и что, несмотря на свою болезнь, он все-таки бессознательно участвует во всеобщности жизни человечества. Более того, он даже должен уметь признать и то, что "Я" страдает не только из-за своего отделения от общего, а следовательно, от человечества, но также и из-за потери духовности. "Я" фактически является "средоточием страха", как правильно говорит Фрейд в своей работе "Я и Оно", а именно до тех пор, пока оно снова не возвратится к "отцу" и "матери". Мысль Фрейда разбивается о вопрос Никодима: "Как может человек родиться, когда он стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?" (Ин. 3:4) История повторяется - если можно сравнить малое с великим - в виде домашнего спора современной психологии.
783 С давних времен инициации учат о рождении из духовного, а человек удивительным образом снова и снова забывает о божественном зачатии. Такая забывчивость не указывает на какие-то особые силы духа, более того, последствия ее выражаются в невротическом недоразвитии, озлобленности, сужении интересов, опустошенности. Нетрудно избавиться от духа, но в супе не будет соли, "соли земли". Ведь дух снова и снова доказывает свою силу в том, что от поколения к поколению передаются важнейшие учения и посвящения древних. Снова и снова находятся люди, понявшие значение того, что их отцом является Бог. Равновесие телесного и духовного оставляет сферу духа сохранной.
784 Разница во взглядах между Фрейдом и мной основы-ваается главным образом на различии принципиальных предварительных положений. Но предварительные положения неизбежны, а поскольку это так, то и не надо делать вид, будто бы их вовсе не было.

К.Г.Юнг " Критика психоанализа"

критика Фрейда, перечитывая К.Г.Юнга, трансформация

Previous post Next post
Up