"Отсутствие вызовов означает отсутствие стимулов к росту и развитию”

Oct 07, 2011 23:29

"Вызов побуждает к росту. Ответом на вызов общество решает вставшую перед ним задачу, чем переводит себя в более высокое и более совершенное с точки зрения усложнения структуры состояние. Отсутствие вызовов означает отсутствие стимулов к росту и развитию”
 Арнольд Тойнби.

Этот текст помимо прочего меня заинтересовал и потому, что он представляет собой наложение теории, о которой я почти каждый день рассказываю студентам на работе на анализ психологического развития подростка.
 Итак, психологическое развитие подростка через призму теории Арнольда Тойнби о " вызове  и ответе цивилизации" ( в полном объёме теория изложенна в его работе " Постижение истории" ) 
 И кстати, тут же, в этой статье, которую не могу не разместить в моём журнале, содержится ответ на вопрос : что поддерживает и закрепляет социальную и психологическую инфантильность индивида?

 " Концепция «Вызовов - и - Ответов» была сформирована историком и философом А. Тойнби относительно генезиса цивилизаций. Он пришел к выводу, что причина развития кроется в комбинации нескольких факторов и соответствующей реакции на них. Функция «внешнего фактора», по А. Тойнби, заключается в превращении «внутреннего творческого импульса» в постоянный стимул, способствующий реализации потенциально возможных творческих вариаций. «Вызов побуждает к росту. Ответом на вызов общество решает вставшую перед ним задачу, чем переводит себя в более высокое и более совершенное с точки зрения усложнения структуры состояние. Отсутствие вызовов означает отсутствие стимулов к росту и развитию» [Тойнби, 2001, с. 126].

Подросток зачастую чувствует себя отдельной страной в мире взрослых, или хотя бы провинцией (стремящейся к автономии, сепаратизму или же будучи исключительно дотационным потребительским регионом). Вызовы цивилизаций А. Тойнби здесь мы попробуем представить как дополнительные и объективные прототипы жизненных вызовов подросткового периода. Так «слишком хорошая земля» как благоприятные условия в родительской семье, отсутствие конфликтов и переживания «конца детства» способны продлить социальную или психологическую инфантильность индивида. «Возвращение природы» говорит нам скорее о культурной деградации, десоциализации подростка по большей части внешним причинам, отсутствии или лишении прежнего воспитания. «Стимул суровых стран» и «стимул ударов» - вызовы жестокой или холодной социальной среды, лишений или значимых испытаний, которые могут стать как благоприятными, возбуждая инициативу, так и неблагоприятными - подавляя, истощая силы индивида. К ним же можно отнести «стимул давления» и «стимул ущемления», в частности, как факторы злоупотреблений в ближайшей социальной среде. «Стимул новых земель» и «стимул заморских стран» - возможность и шанс для расширения своего социального опыта, который будет благоприятен при известной целенаправленности. Здесь же «заморские страны» как метафора могут быть напрямую связаны с «вызовом миграции» для отдельного индивида, новых культурных возможностях, но и новых ограничениях.

В дальнейшем мы впервые в психологической литературе попробуем переложить структуру Вызовов - и - Ответов А. Тойнби на почву возрастного развития. Похожий подход мы встречаем в хронологии возрастного развития Э. Эриксона. Однако в нашем случае, первичным будет не психологическое значение возрастного этапа для развития личности, а распределение психосоциальных процессов этого возраста по предлагаемой структуре, с выявлением новых смыслов избранного периода.

Естественные Вызовы подросткового периода, Ответы и Разрешения

Ребенок вступает в период полового и социального созревания со своей историей, с унаследованными или приобретенными свойствами, с собственной организацией внутренних защит от опасений и тревог. Потому каждый раз в наличии имеется целое пространство для разнообразного течения кризисного подросткового периода.

Естественным вызовом для человека в подростковом возрасте является половое созревание и бурные «скачки развития», «пляшущий» гормональный фон и перепады настроения. Это внутреннее психофизиологическое созревание ребенка во взрослого. Известно также, что социализация подростка является вторым значимым и определенным вызовом этого этапа. Ответом может быть попадание индивида в социальную нишу, предопределенную его наследственным статусом (сословием, стратой) или же претензия на более значительные достижения, равно как и социальная маргинализация. Ответом на требование (вызов) социализации будет и более универсальные обретение самостоятельности, инициативные начинания и принятие на себя ответственности за свои действия, требуемые от социально компетентной личности в любом сообществе.

Подростковый возраст выделяют именно у развитых цивилизационных сообществ, в которых присутствует достаточно обширный период социального ученичества. Известно также, что для них этап появления «новых способов мышления», характерных для подростка. Развитие гипотико-дедуктивного, то есть формального, мышления приводит к созданию «планов жизни». Происходит формулировка отдаленных жизненных целей и постепенное формирование доверия к мировоззренческой картине мира. Однако на настоящий момент мы затрудняемся определить этот фактор как Вызов (естественный стимул) или же как Ответ (реакцию на него). Вполне вероятно, что развитие нового уровня когнитивных способностей связано как с интеллектуальной педагогической ориентацией образования, так и с соответствующими социальными требованиями (и допущениями, например, гендерными) эпохи и культурного ареала.

В связи с отчетливостью темы психологического конфликта подросткового возраста в современной «западной» культуре, мы будем говорить о диалоге или противоречиях, Вызовах и Ответах этого этапа применительно к данной цивилизационной данности - «современному культурному обществу западного типа», к которому можем отнести и наше отечество.

Также, в данной работе, мы расширим концепцию Вызовов и Ответов, добавив категорию «Разрешения». Вызовом будем считать характерную тему испытания периода. Ответом - весь диапазон реакций на него. Разрешение - это новая уникальная индивидуальная форма, которую приобретает взрослый человек, в результате прохождения Вызовов и Ответов подросткового возраста.
Тема «Вызовов и Ответов» сходна с темой, поднятой Л.С. Выготским и названной «доминантами» подросткового периода. Он сформулировал доминанты подросткового периода следующим образом: 
• эгоцентрическая доминанта: внимание к себе, своей внешности и характеру, самостоятельное «узнавание себя».
• доминанта дали: потребность в расширении мировоззрения и стремление овладеть более значительным социальным пространством
• доминанта усилия: необходимость волевого напряжения и переживания сопротивления
• доминанта романтики: сочетание идеализма и жертвенности, героизма и приключений, взаимодействия с неизвестным.

В данной работе мы будем использовать понятие «Вызовов», сходных с понятием «доминант» - то есть основные темы, сферы испытаний, связанных с расширением психологических реакций и социального кругозора индивида. Нас будет интересовать диапазон «Ответов», то есть психологических и социальных реакций отрочества. «Разрешение» же мы видим как результат, психическую или социальную форму «на выходе» подросткового этапа."
 автор Галина Бедненко
 ( продолжение следует)

личностный рост

Previous post Next post
Up