Теория привязанности - это
психологическая,
эволюционная, и
этологическая теория о взаимоотношениях между людьми. Основное положение теории привязанности состоит в том, что для нормального
социального и
эмоционального развития ребенку необходимо установить взаимоотношения хотя бы с одним человеком, который бы о нём заботился («воспитателем», или «опекуном»,
англ. caretaker). Теория была сформулирована
психиатром и
психоаналитиком Джоном Боулби.
В рамках этой теории детское поведение, связанное с привязанностью, главным образом, представляет собой поиск близости с объектом привязанности (
англ. attachment figure) в
стрессовых ситуациях. Дети привязываются к тем взрослым, которые чувствительны и отзывчивы при
социальном взаимодействии с ними, и которые устойчиво выполняют роль воспитателя на протяжении нескольких месяцев в период от 6 месяцев до 2 лет возраста ребёнка. Во второй половине этого периода дети начинают использовать объекты привязанности (знакомых людей) как надёжную базу (
англ. secure base), от которой начинается изучение мира и к которой они периодически возвращаются. Ответные родительские отношения приводят к развитию типов привязанности, а они, в свою очередь, приводят к внутренним рабочим моделям, которые будут определять чувства, мысли и ожидания в последующих взаимоотношениях.
Беспокойство или
скорбь после утраты объекта привязанности считается нормальной и адаптивной реакцией для ребёнка. Такие стратегии поведения могли развиться из-за того, что они увеличивают вероятность выживания ребёнка.
Исследования, проведённые в
1960-х и
70-х годах
Мэри Эйнсворт, специалистом по
психологии развития, заложили базовые понятия, в частности, понятие «надёжной базы», и развили теорию нескольких типов привязанности детей: безопасной, избегающей и тревожной. Четвёртый тип, дизорганизованная привязанность, была определена позже. В
1980-х годах теория была расширена и включила привязанность у взрослых. Элементы поведения, связанного с привязанностью, можно найти и в других типах взаимодействия, включая взаимоотношения со сверстниками для всех возрастов,
романтическое и
половое влечение, а также заботу о детях или больных и пожилых людях.
Чтобы разработать всеобъемлющую теорию природы ранней привязанности, Боулби исследовал ряд научных областей, в частности,
эволюционную биологию,
теорию объектных отношений (доктрина
психоанализа),
теорию систем управления, а также отделы
этологии и
когнитивной психологии. После предварительных статей, публикуемых с
1958 года, Боулби описал полную теорию в трилогии «Привязанность и потеря» (Attachment and Loss) (
1969-
82). В первое время теория Боулби подвергалась критике со стороны академической психологии, а психоаналитическое сообщество исключило его за отступление от канонов психоанализа; однако с тех пор теория привязанности стала «основным подходом к пониманию раннего социального развития, и привела к всплеску практических исследований по формированию близких взаимоотношений у детей». Позднее критика теории стала связана с
темпераментом, сложностью социальных взаимодействий и ограничениями отдельных типов для классификации. По результатам практических исследований теория привязанности была существенно переработана, но основные понятия в целом были приняты. Теория привязанности легла в основу новых способов лечения и обосновала некоторые существующие, её положения были использованы при разработке стратегий
социальной защиты детей, направленных на поддержку отношений привязанности в раннем возрасте.