" Как правило, стремление к личностному росту перевешивает регрессивную компоненту личности. Однако вследствие страха человека перед внутренним развитием могут возникать патологии. По мнению Юнга, это происходит в результате того, что регрессивная компонента начинает доминировать над стремлением к развитию личности. Однако Юнг не указывает на то, какие конкретные обстоятельства приводят к тому, что нормальные человеческие страхи вырождаются в страх перед психологическим развитием и не обсуждает соответствующих клинических случаев.
Эти страхи впервые меня заинтересовали при наблюдении людей, достигших в терапии прогресса, когда я заметил, что у ряда моих пациентов не улучшалось психологическое состояние, несмотря на то, что были все основания ждать определенных улучшений. По сути дела, это был тот самый момент, когда улучшение могло стать наиболее вероятным, когда возникли некоторые важные инсайты и углубление терапевтических отношений, но, похоже, при этом людям становилось хуже. Достигнув этого этапа, они впадали в депрессию и тревогу, у них прекращался прогресс и даже наступала регрессия.
Дальнейший анализ этих людей показал соответствующий страх внешних достижений - паттерн, который включает в себя скованность в работе, невозможность довести задачу до конца, очернение любых положительных признаков и достижений и людей, связанных страхом перед психологическим развитием, который заставлял их саботировать любой потенциальный успех, включая дружбу, романы и внешнее или внутреннее соревнование, которое требовало умения, таланта, привлекательности или популярности.
Например, в своей карьере такие люди ощущают препятствия, которые приводят их к полной неспособности работать вообще - или просто к тоскливому существованию на уровне, находящемуся гораздо ниже их возможностей. Если они все же чего-то достигли, то приходят к полной утрате интереса к своей работе или меняют профессию. Комплимент их внешнему виду может вызвать самоуничижительное возражение, которое следует вслед за заявлением о том, как плохо они себя чувствуют, или же они начинают перечислять дурацкие ошибки, которые только что совершили. У таких людей чаще всего возникают затруднения при завершении задач. В школе они никогда не выполняют вовремя задания, никогда не бывают как следует готовы для прохождения тестов и пытаются все делать в последнюю минуту. Они склонны к частой смене партнеров из-за смутной неудовлетворенности отношениями. И хотя у них может не быть нарушений в сексуальной сфере, они часто неспособны наслаждаться этой стороной жизни.
Одно из самых распространенных проявлений страха перед психологическим развитием - это отсутствие способности к принятию решений. Все мы знали людей, которые стараются найти других, чтобы им указывать, что делать, ибо сами не хотят на себя брать ответственность за возможные ошибки. Однако человека, который боится раз: вития, нельзя назвать нерешительным, так как он боится принять неправильное решение. Именно эта бессознательная связь между решительностью и успехом возбуждает страх.
Эти люди, во-первых, могут служить еще одним примером негативной терапевтической реакции, бессознательной враждебности, которая проявляется в желании фрустрировать аналитика и причинить себе вред. Однако при более пристальном взгляде предполагается, что вместо враждебности эти люди переживают перед аналитиком интенсивный бессознательный страх. Они поддерживают в себе бессознательные фантазии, в которых аналитик препятствует их прогрессу, а их внешние достижения является свидетельством того, что если они чего-то и достигают, то не благодаря, а вопреки."(с)
автор:Уоррен Штейнберг