Обзор фильма " Близость"

Jul 09, 2011 23:21

Описание: Дэн готовится написать свой первый роман, а пока подрабатывает некрологами. Знакомство и флирт с юной американкой Элис подстегивает его воображение, вдохновляет на творческие свершения. Но вскоре излишняя привязанность девушки начинает утомлять его, и Дэн обращает внимание на фотографа Анну. Анна в свою очередь отказывается от серьезных отношений, и Дэн разыгрывает с ней глупую шутку, случайно знакомя Анну с доктором Ларри. Очень скоро отношения четырех героев сильно запутаются...
Традиционную мелодраму о любовном треугольнике режиссер Майк Николс снимает как бы от противного. Истории предательств и измен - все, что в мелодрамах обычно является самым смаком - он выносит на периферию, за кадр, и во фрагментарном повествовании, позволяя себе большие временные лакуны, оставляет лишь разговоры-развязки. Раньше взаимонепонимание героев, боль утраты, разочарования отношений складывались из обманов и лжи, теперь все то же самое - исключительно из правды, патологического стремления четырех персонажей остаться честными друг перед другом, во что бы то ни стало, до сердечных ран, до крови. Отсюда возникает особое, ни на что не похожее напряжение, когда не знаешь, кто кого переиграет не в своей подлости, а в своей искренности. Актерский квартет безукоризнен, но обманутым и брошенным Элис и Ларри сочувствуешь намного больше, чем роковым Дэну и Анне, которые умеют влюблять, но не очень умеют любить. Это почувствовали, видимо, и киноакадемики, из актерского состава отметившие номинациями на "Оскар" именно Натали Портман и Клайва Оуэна.
Обзор фильма: ( оригинал тут

http://movie.peoples.ru/2004/closer/review_1042.shtml )

"Хорошее кино. Фактически - чистый спектакль. Собственно, фильм и поставлен по весьма известной пьесе Патрика Марбера, которая выдержала более ста пятидесяти постановок различными театрами и труппами, так что можно сказать, что эта пьеса - уже современная классика.

Когда режиссер Майкл Николс собирался создавать этот фильм, в первую очередь встал вопрос, какие актеры будут играть главных персонажей, потому что только по-настоящему звездные имена могут вытянуть фильм, в котором нет ни интересных декораций, ни костюмов, ни спецэффектов. Попробуйте написать в анонсе, что весь фильм две пары шляются туда-сюда и разговаривают разговоры, - кто на такое пойдет? Другое дело, если на афише стоит известное имя - оно должно привлечь зрителей.

Первоначально на роль Анны планировалась Кейт Бланшетт, однако через некоторое время она забеременела и от сотрудничества с этой актрисой Николсу пришлось отказаться. После этого Николс и продюсеры достаточно неожиданно для себя сумели договориться с Джулией Робертс - актрисой, имя которой является стопроцентной гарантией кассовых сборов в Штатах. Впрочем, Анна - совсем не ее типаж, и актриса сама это понимает, однако Джулии очень хотелось попробовать себя в драматической роли, а продюсеры были в восторге от того, что заполучили в картину звезду подобного уровня.

Вторую женскую роль отдали американке Натали Портман (родилась она в Израиле, но в Штаты переехала еще в детстве), а две мужские роли достались англичанам, часто снимающимся в голливудских фильмах, - Джуду Лоу и Клайву Оуэну. Что интересно, Клайв Оуэн уже играл в этой пьесе на сцене, однако исполнял роль Дэна, а не Ларри. А Джуд Лоу был весьма рад сыграть роль Дэна, потому что приступил к съемкам сразу после бракоразводного процесса с актрисой Сэди Фрост, так что, как он считал, был в теме.

Но прежде чем мы поговорим о работе актеров, пара слов о самом спектакле... Спектакль очень умный, тонкий и многоплановый. Это не просто определенный срез из жизни четырех людей, а точнее, двух семейных пар. В нем есть несколько мыслей, которые Марбер пытается донести до зрителей. Ну или, скажем так, несколько мыслей, которые я вынес после просмотра. Мысль первая: не нужно бороться со своими чувствами, потому что это бесполезно. Мысль вторая: если ты имеешь право на поступок или ошибку, то и твой партнер имеет право на поступок или ошибку. Мысль третья: фраза о том, что "мы должны быть честны друг с другом", - полная чушь, в том смысле, что далеко не всегда партнеру нужно рассказывать абсолютно все, даже если он(а) этого очень просит. "Лучше горькая, но правда" - это срабатывает далеко не всегда и не во всех случаях. Поэтому прежде чем сдуру выложить всю эту правду - сначала хорошенько подумай.

Ну и четвертая мысль: не нужно недооценивать темную лошадку, потому что в какой-то момент может выясниться, что эта темная лошадка всем остальным подломит ножки на повороте и к финишу придет первая, заливисто ржа, глядя на валяющихся позади соперников.

Темная лошадка в этом фильме - персонаж Клайва Оуэна доктор Ларри. Сначала он выглядит просто сексуально озабоченным олухом, который пускает слюни от интернетовского чата и на свидание, как последний кретин, является в докторском халате, потому что, видите ли, дама этого попросила. Потом Ларри выступает в роли жилетки, которую на себя надевает Анна, чтобы отвлечься от Дэна. Затем Ларри и вовсе дают от ворот поворот, а после этого... И вот после этого выясняется, что Ларри - сильный, жесткий и весьма умный мужик, который в конце концов поимел всех. Поимел аккуратно и красиво. Потому что нельзя недооценивать темную лошадку, даже если она на старте пускает слюни в Интернете.

Оуэн сыграл Ларри великолепно! Я не знаю, как он играл Дэна, но Ларри - это абсолютно его роль, и трудно сказать, кто смог бы сыграть ее лучше. Туповатый мужичок в начале, жалкий, хотя и вызывающий сочувствие брошенный муж в середине и абсолютный триумфатор в конце - это изумительно сыграно!

Вторая по значимости актерская работа - Элис в исполнении Натали Портман. Казалось бы, роль даже не второго, а где-то третьего плана, потому что почти весь фильм Элис играет роль покидаемой простушки-стриптизерши и на первый план выходит достаточно редко. И только в самом конце, в финальной сцене, Натали показывает такой высокий класс, что просто хочется снять шляпу - она отличная актриса! Нет смысла пересказывать, что она там сказала и как, но буквально одна фраза в сочетании с интонацией и выражением глаз - это просто шедевр!

Джуд Лоу сыграл вполне хорошо, но то ли не хватило каких-то красок, то ли сам его персонаж не может вызывать ярких эмоций... В общем, чего-то не хватает. Хотя характер создан достаточно точно: любвеобильный, но совершенно инфантильный парень, способный на влюбленности, но не способный на сильные поступки.

Джулия Робертс, несмотря на то что она считается главной звездой фильма, мне совершенно не понравилась. Это не ее роль. Она не драматическая актриса. Простушка из народа, красивая и решительная, дамочка из романтических комедий или выходящая в люди проститутка - сколько угодно! Но на серьезную роль в классном спектакле она просто не тянет! Хотя и старается. Поэтому Робертс здесь, на мой взгляд, определенным образом портила всю картину. Была бы на ее месте та же Кейт Бланшетт - было бы точно значительно лучше. А уж актриса уровня Мэрил Стрип или Эммы Томпсон (правда, они обе, увы, уже не в той возрастной категории) - это был бы просто шедевр при наличии тех же остальных трех актеров."

фильм

Previous post Next post
Up