А вот это уже не про манипуляцию, а про страсть. И это две большие разницы:)

Jul 05, 2011 09:20

 


Тонкая эротическая драма, вдумчиво поставленная и безупречно разыгранная.

"Конни Самнер (Лейн) живет спокойной жизнью в пригороде Нью-Йорка вместе с любящим мужем Эдвардом (Гир) и восьмилетним сыном. Ее быт устоялся и не преподносит никаких сюрпризов - все очень правильно, размеренно и безоблачно. Вероятно, поэтому (а также из-за чисто женского любопытства) Конни принимает приглашение чем-то заинтриговавшего ее красавца Поля (Мартинез), с которым она случайно столкнулась на улице, зайти к нему в гости. Чашечка кофе, как и следовало ожидать, через пару встреч переносится в постель, но что будет, когда Эдвард узнает, как с ним поступила его обожаемая жена?

Эдриан Лайн продолжает исследовать брак и супружескую измену, и на этот раз обратившись к теме, знакомой еще по анекдотам из серии «муж вернулся из командировки» - женская неверность. Многие критики поспешили провести параллель между «Неверной» и лайновским же «Роковым влечением»: и здесь, и там в конце появляется труп. Однако фильм все же ближе к другой картине режиссера - «Непристойное предложение». «Неверная» - отнюдь не криминальный триллер, как может показаться из рекламных материалов к фильму, а тонкая, эмоциональная и, что самое главное, убедительная драма о стыде, совести и (куда уж без нее!) испепеляющей страсти.

Именно страсть - вернее, ничем не обусловленный феномен ее зарождения - можно назвать единственным существенным минусом фильма. Лайн никогда не считал нужным объяснять, откуда и из-за чего возникает подобный взрыв чувств: один взгляд, искра между героями - и никуда уже им не деться от внезапного «пожара»... Такой немотивированностью страдает и «Неверная»: у Конни полное благополучие во всех отношениях: и с деньгами, и с семьей, и с сексом. Муж настолько понимающий, влюбленный в нее и сексуальный (Гир, несмотря на возраст, выглядит еще очень даже ничего), что совершенно непонятно, что она нашла в эмигрантского вида Поле. Хотя, кто знает - возможно, Лайн хотел сказать, что когда женщина хочет изменить, она все равно изменит, и неважно, с кем. Да и так ли уж предсказуемы и объяснимы наши поступки - и тем более чувства - в жизни?

Так что если вы поверите в то, что эта страсть имеет право на существование, в дальнейшем ни в чем сомневаться не придется. Эдриан Лайн ведет фильм потрясающе аккуратно, с большим вниманием к деталям и нюансам, не делая резких движений и не допуская даже намека на фальшь. Главное в любой семье - умение прощать и отдавать, и неважно, кто начал конфликт и кто его закончил - эта мысль прописана жирным шрифтом поперек каждого кадра. И уж, естественно, измена - последнее дело, ведь тайное всегда становится явным, при этом жестоко круша и ломая жизни. Слава Богу, режиссер не опускается до нотаций и претенциозного занудства, уверенно сохраняя баланс между чувственной эротикой и понятным, но по-житейски мудрой семейной драмой.

Конечно, при столь узкой специализации Лайна не обошлось без некоторых повторов, самоцитирования и небольших затянутостей, но фильм замечательно снят, щедро заполнен чувственным символизмом и без труда втягивает в свою атмосферу - тягучую, густую, сильно заряженную сексом и эмоциями. Конни пожирает страсть, Эдварда сжигает ревность - Гир и особенно Лейн просто безупречны в своих ролях: эффект не смазывается даже на самых высоких нотах. А Лейн, несмотря на возраст, все еще сногсшибательно красива - фильм стоит посмотреть хотя бы из-за нее. "


"Мужчины - вовсе не такие дураки, как вы думаете. Обычный муж, если он хоть как-то интересуется тем, чем занимается его жена в свободное от мужа время, сразу заметит измену. В любом случае заметит, даже если не будет никаких внешних признаков - внезапно появившейся татуировки на бедре с надписью "здесь был Вася", лихорадочно блестящих глаз, новых поз и странных желаний жены в момент выполнения взаимного супружеского долга. Потому что он видит, он чувствует. Ну а если жена, отправляясь в город, вдруг стала надевать дорогое шелковое белье и парадные туфли, если она уже третий месяц с вашим другом Билли обсуждает детский аукцион, а вы вдруг выясняете, что сам Билли об этом - ни сном ни духом, если она отказывается спать с вами, а в ее глазах вы читаете легкое отвращение, - то тут к гадалке не ходи, жена встретила молодого красавчика. Или старого миллионера. Однако в вашем случае, скорее, молодого красавчика, ведь у вас отличный загородный дом, солидный счет и положение в обществе. Нет, точно - молодой красавчик, однозначно!..

Семейство Самнер - Эдвард (Ричард Гир), Конни (Дайан Лэйн) и сын Чарли (Эрик Салливан) - для окружающих как бы символизирует термин "благополучная семья". У Эдварда собственный бизнес, приносящий хорошие деньги. Они живут за городом в большом доме и ни в чем не нуждаются. Конни не нужно работать, поэтому она хозяйничает по дому и воспитывает Чарли. И все у них, вроде, шло хорошо, пока Конни, во время традиционной поездки в Нью-Йорк по магазинам, не встретила - совершенно случайно - молодого француза по имени Пол Мартель (Оливье Мартинес). И вот тут все сразу изменилось. Потому что между Конни и Полом вспыхнуло то, что называется словом "страсть"...

Конни и сама не могла предположить, что она - замужняя женщина (они с Эдвардом вместе уже одиннадцать лет), у которой чудесный, добрый, нежный и заботливый супруг, любимый сын и дом полная чаша - способна на такие безумства. Но она ничего с собой не может поделать. Это как удар, как наваждение. Это даже нечто болезненное. Нет, она вполне довольна своей жизнью с Эдвардом, но, вероятно, всю жизнь подспудно она ждала вот этого - страсти, от которой плывет голова и темнеет в глазах, а также этих любовных встреч - безумных, ярких и бесконечно эротичных. Встреч, одни воспоминания о которых доводят Конни чуть ли не до оргазма.

Конни при этом ни о чем не задумывается. Она просто отдалась этой своей страсти и не видит ничего вокруг. Ей не приходит в голову, что муж может обо всем догадаться. Точнее, он не просто может, он должен обо всем догадаться, потому что нынешнее положение семейных дел не просто отражается у Конни в глазах, но и проявляется совершенно прозаичным образом - в виде уже упоминавшегося белья и других подозрительных действий, не обратить внимания на которые может только полный тупица.

А Эдвард - он вовсе не тупица. Он очень любит свою жену, он безумно переживает из-за того, что у Конни кто-то появился. Возможно, умом-то он понимает, что любые действия с его стороны в данном случае ни к чему хорошему не приведут, однако он не может оставить ситуацию так, как есть. Поэтому Эдвард начинает совершать всякие страшные глупости...

***

Хороший фильм. Правильный. Эдриану Лайну удалось достичь золотой середины. Потому что с одной стороны, это драма на тему внутрисемейных отношений, но с другой - нечто вроде детективного триллера (об этой составляющей я ничего не писал, чтобы было интересно смотреть фильм). Однако самое, на мой взгляд, главное - Лайн не берет на себя смелость (или нахальство) морализировать. Он просто исследует, и это самый правильный подход к подобным темам. Потому что если начинать старую бодягу из серии: "Дамы! Не нужно изменять своим мужьям, потому что удовольствия - с гулькин клюв, а проблем - с Вавилонскую башню" - это точно ни к чему хорошему не приведет.

Все женщины (к мужьям это также относится) прекрасно знают, что изменять мужьям - не очень хорошо, потому что может привести ко всяким трагедиям в дальнейшем. И что все эти мимолетные удовольствия не стоят того, чтобы полностью рушить свою жизнь. Однако почти все женщины (и мужчины) изменяют своим супругам, и ничто их при этом не останавливает. Всем хочется испытать какие-то новые ощущения и отвлечься от унылых будней, даже если они не такие уж унылые. В жизнь любого супруга (будь то жена или муж) может внезапно ворваться какой-то красавец-мачо, грудастая блондинка, умный ботаник или трогательная серая мышка, которая так не похожа на стерву-жену с задатками унтер-офицерши.

Всем хочется простого человеческого счастья. Или сложных приключений на свою голову. Но здесь главное - не делать непоправимых глупостей - ни с той, ни с другой стороны. Ну что вам стоит, дорогие женщины, изменять так, чтобы мы, мужья, об этом не знали, а? Нет, конечно, мы все равно догадаемся, если нас это хоть как-то интересует, однако если прямых улик нет и на допросах вы все отрицаете - ничего особенного не произойдет. Но не давайте явного повода подозревать! Стирайте фломастерные надписи на бедре, которые внезапно появляются после вашего "похода по магазинам". Не надевайте дорогущее шелковое белье перед "я просто в кафе с подругой"! Кто вам мешает взять белье с собой и надеть в ванной "кафе", пока "подруга" расстилает кровать? Не ходите с любовником в общественные заведения, потому что там наверняка сидит один-два мужниных приятеля, который обязательно мужу намекнут, с кем и при каких обстоятельствах вас видели. Вот такие скромные пожелания.

Потому что в этом случае нам не придется думать, что со всем этим делать. Ведь по-хорошему, если подумать, в случае супружеской измены убивать нужно вас, а не любовника. Потому что только вы в этом виноваты - вы и никто другой. Как гласит народная мудрость, ни один кобель не вскочит, не получив на то от сучки письменного разрешения, заверенного у нотариуса. Однако нам вас-то убивать жалко. Вы же, несмотря на жуткие преступления против семейных ценностей, все-таки наши! Свои! Мы с вами прожили уже много лет. Нам как-то не хочется вас убивать. Тем более, не очень понятно, кто после этого будет варить борщ и воспитывать детей.

Однако у нас остается жуткое ощущение того, что нас поимели! В смысле, нашу семью. И это ощущение требует жертв. Которой станет ваш любовник. Да-да, вы еще не знаете, на что мы способны, будучи поиметыми. Мы можем такое сделать, что даже самим страшно. И тогда этот любовник прекратит свое земное существование. А его, между прочим, жаль. Он же еще совсем молодой. Он же еще может встретить женщину своей мечты (это вовсе не вы, наши дорогие жены, и вы сами это прекрасно понимаете), женится на ней, после чего в один прекрасный момент обнаружит, что жена ему изменяет. И тогда мы будем отомщены, потому что все всегда возвращается на круги своя, осуществляя таким образом круговорот рогов в природе. Так что, дорогие женщины, сделайте так, чтобы мы ничего не знали. Чтобы нам не пришлось об этом узнавать. Вы же умеете, мы знаем вам это просто. Нужно только быть чуть более тщательными...

Да, и последнее! Не дарите ему те подарки, которые вы получили от нас. Потому что когда вы отдаете свое тело знойному мачо - это еще можно пережить. В конце концов, все в этой жизни имеют право на романтические приключения. Но когда вы дарите этому мерзавцу наши интимные подарки - за это можно убить. Что вас, что мерзавца. Все равно кого. Потому что такие вещи нельзя делать ни под каким видом.

Собственно, об этом фильм и рассказывает... Обратите внимание на то, из-за чего возникли все проблемы. Во-первых, Конни совершенно потеряла голову и забыла хоть о какой-то осторожности. Она все делала чуть ли не напоказ. Во-вторых, она подарила Полу весьма интимный подарок своего мужа. Подарок, который очень много значил и для Эдварда, и для Конни, хотя сам по себе являлся безделушкой. Вот этим она по-настоящему предала Эдварада, и именно это явилось катализатором, повлиявшим на все дальнейшие события. Возможно, не было этого подарка - ничего не случилось бы. Вполне возможно...

Лайн - молодец. И в том, как это все снял, и в том, как расставил акценты в фильме, а также в концовке. Я все думал, неужели этот фильм закончат по-голливудски - каким-нибудь сопливым и слезливым хэппи-эндом?.. Ни черта! Лайн, к счастью, презрел дурацкие голливудские стереотипы и картину закончил именно так, как полагается, за что ему большое спасибо...

Актерские работы... Собственно, фильм является практически спектаклем и там всего три основных роли - Эдвард, Конни и Пол. Ричард Гир играет сносно, но меня, если честно, не впечатлил. Впрочем, он меня нигде особо не впечатляет. "Сносно" - самое четкое определение, на мой взгляд. Сцена его беседы с Полом - неубедительна. Особенно взрыв праведного гнева. Выглядит просто глупо. Не буду объяснять, в чем там дело, чтобы не портить впечатление тем, кто кино еще не смотрел, но когда посмотрите - поймете. Оно понятно, что есть всякие кинематографические условности, но это не тот случай, когда подобную сцену нужно решать настолько схематично. Она могла бы быть самой эффектной сценой в фильме, а получился пшик. Но здесь упреки больше относятся к режиссеру и сценаристу, а не к актерам.

Пол - Оливье Мартинес - тоже не сильно впечатлил. Однако он примерно такой, каким должен быть. Эдакий красавчик, пробудивший страсть безнадежно замужней женщины. Но мне он не понравился. Кроме того, Мартинес намного больше похож на мачо (кем он, собственно, и является), нежели на француза. Почему его сделали французом? Вероятно, чтобы высказать уважение к истокам - фильму Клода Шаброля "Неверная женщина", по мотивам которого снят фильм Лайна. Правда, Мартинес действительно родился и вырос во Франции, но вот не похож он на француза, хоть убейте меня об дорогу. Впрочем, это не имеет особого значения. Свое предназначение он выполнил - соблазнил Конни. А чем именно соблазнил - французским прононсом или испанским темпераментом - это уже дело десятое.

Лучше всех в этом фильме играет Дайан Лэйн. Вот ее роль мне очень понравилась, в отличие от мужских ролей. Дайан играет очень достоверно и убедительно. И даже сцены внезапно вспыхнувшей страсти к этому пареньку, которые довольно сложно показать в сжатом временном поле кинематографического пространства, сделаны вполне на уровне. Поэтому Лэйн за эту роль получает четверку с плюсом. Почти пятерку. А вот Гир и Мартинес - тройки с плюсом, не более того. Не убедили. Если бы не Дайан, этот фильм потерял бы заметную часть своего очарования...

Резюмирую. Весьма неплохо поставленная психологическая драма, правда, с довольно неравномерным актерским ансамблем (сам не люблю этот термин - актерский ансамбль, но не знаю, как по-другому назвать... не "коллектив" же, в самом деле). За сюжет, пожалуй, вполне можно поставить четверку с плюсом, если не обращать внимания на довольно слабенькую сцену встречи мужа и любовника. За постановку - твердую четверку с плюсом, отбив отдельный поклон за презрение к голливудским шаблонам. Актерская игра - между тройкой с плюсом и четверкой с плюсом. Дама на этом поле переиграла двух мужиков. Причем на месте Гира, кстати, мог оказаться и Джордж Клуни, и Брюс Уиллис (продюсеры планировали им предложить эту роль). Брюс вряд ли бы сыграл лучше Гира - он не спец по психологическим ролям. А вот Клуни, вероятно, смотрелся бы убедительнее. Впрочем, что тут гадать? Что снято, то снято. "

фильм, точка зрения, секс, измена, чувства, страсть

Previous post Next post
Up