Фильм " Пианистка". Или про садо - мазохистские отношения между матерью и дочерью.

Jun 24, 2011 20:12

image You can watch this video on www.livejournal.com



Оригинал статьи

http://community.livejournal.com/psyfilm/2351.html

В современных условиях незамужняя женщина больше не приговорена к проживанию со своими родителями. Она независима, у нее есть собственное жилье, свои друзья, свои любовники.

Сорокалетняя профессиональная пианистка Эрика постоянно живет вместе со своей матерью.
«Эрика явилась в мир не раньше, чем минули трудные годы супружеской жизни. Как только отец передал эстафету дочери, он незамедлительно «покинул сцену». Эрика появилась, отец исчез, - пара мама-дочь как будто «вытеснили» отца. Это вытеснение позволяет матери обеспечить себе оправдание «захватнической политики» в отношении другого существа, полностью подвластного ее воле, что проявляется в перемещении ребенка на место отца. Отцовское участие редуцируется до функции воспроизводства.

Признанная пианистка, обучающая игре на фортепиано, уважаемая своими учениками, Эрика мазохистски возвращается каждый вечер «домой», где мать ждет ее и следит за ней, как за десятилетним подростком: «Ты не войдешь в свою комнату пока не скажешь где ты была». Мама отбирает сумку дочери, проверяет ее. Она заглядывает в чековую книжку дочери. Мама постоянно звонит Эрике, проверяет где ее дочь. Если дочь задержалась, то мама выбрасывает и рвет одежду из шкафа дочери.

Перед нами просто каталог извращений, с помощью которых поведение дочери сигнализирует о том, что что-то разваливается в этих монструозных семейных отношениях. И самое главное извращение - эти отношения, созданные престарелой матерью, не желающей, чтобы ее дочь выросла, и «старой» дочерью, не способной избавиться от материнского диктата.
У Эрики есть своя комната. Там стоит шкаф с ее одеждой и диван. Но спит она в одной кровати с мамой.
Любовь и забота сочетаются в их семье с тотальным контролем, ненавистью и чувством вины. С самого начала фильма показана и оборотная сторона их отношений. Драки с мамой, оскорбления, ночные истерики.
Иногда их отношения, напоминают отношения мамы и ребенка. Мама говорит: «Не будь растяпой. Никто не должен быть лучше тебя. Ты должна давать больше частных уроков. Твои капризы не должны нам помешать купить квартиру».
Иногда они с мамой общаются как супруги. Эрика рассказывает о своей работе, покупках. На фуршете мама следит за тем, с кем общается ее дочь. Так, как обычно следит за партнером ревнивый супруг.
Внешние границы их семьи закрытые. Показательна сцена, когда мать и дочь садятся в лифт, то они захлопывают двери лифта перед носом мужчины. Это метафора жизни их семьи. Они живут вместе, иногда видят мужчин. Но не пускают их к себе. Мама и дочь уже много лет не меняют расстояние между собой.
В таких условиях у Эрики просто не могут возникнуть отношения с мужчиной. Для них нет места. Для этого нужно, чтобы мать отошла от дочери.
Когда в Эрику влюбляется один из ее учеников, она пытается уединиться с ним. Но на ее комнате нет замка. И чтобы уединиться с мужчиной Эрике приходится забаррикодировать дверь шкафом. Она просит маму не входить в комнату. Но мама тут же врывается без стука. Мама не находит себе место, подслушивает. Просит открыть дверь.

В сексуальной жизни Эрики никогда не было места для отношений, точнее для взаимоотношений с мужчиной. Взаимоотношения требуют наличия другого, иначе, если другой отсутствует, они никогда не будут взаимными. Ранее она не знала иных отношений, кроме как смешения идентичностей со своей матерью. В результате - отвращение к ней, жестокость и чуть ли не переход к инцестуозному акту между матерью и дочерью, будто в попытке вновь спаять то, что чуть было не распалось под натиском мужского желания - «Мама, я никогда не расстанусь с тобой!».

Ребенок может не осознавать необходимость быть отдельным, но так или иначе может ее почувствовать: по физическим симптомам, телесным недомоганиям, по непонятному недовольству «что-то не так», по различным отклонениям. Но ребенок не вправе сетовать на мать, не вправе ее ненавидеть. Как можно жаловаться на то, что тебя любят? Как разоблачить посягательство на это столь неуловимое, столь трудно определяемое переживание, как ощущение себя самим собой?

Недостаточно просто вырасти и стать взрослым, чтобы освободиться от материнского влияния.

точка зрения, сепарация, созависимые отношения, фильм, из ленты френдов, дочки - матери, травма, психоанализ, бессознательные сценарии

Previous post Next post
Up