Jun 04, 2011 06:54
" Критерием безупречности можно считать совесть в гурджиевском смысле слова.
Совесть - это собирание воедино всего что ты имеешь: чувствуешь, думаешь, переживаешь, - по данному поводу. В нашей технике - это встреча всех заинтересованных субличностей за круглым столом и достижение консенсуса.
Практика совести требует специальной техники, которую нужно нарабатывать. Когда-то у нас была группа под названием «Не врать себе», это и была работа над совестью. Время от времени мы эту группу возобновляем.
Дело в том, что где-то в человеке есть место, где он, если он врет себе, знает, что врет. Надо приучить себя останавливаться и прислушиваться к этому месту. Если есть ощущение «здесь я себе вру» - значит действие не безупречно, нужно останавливаться, искать, находить.
На этой линии есть две важные вещи.
Одна - обхождение с чужими, наспех присвоенными и толком не освоенными представлениями о жизни (в гештальттерапии они называются «интроектами»), на которые человек заставляет себя равняться. Куча «внутреннего народа», субличностей в человеке готовы «сдать» его на суд абстрактным «им» («людям», хайдеггеровское das Man) и пусть-де «они» меня рассудят. Однако «их» так много, и все они противоречивы, что жизнь проходит в невозможной (и бессовестной) (по)пытке угодить всем. Человек, практикующий совесть, должен по важным для себя пунктам найти свою, лично прочувствованную, точку зрения. Помните: «на том стою и не могу иначе»? То, что важно и имеет отношение к делу, должно быть самостоятельно продумано и авторизовано.
С другой стороны, когда доходит до действительного дела, оказывается, что трудную ситуацию нужно «распредметить» и «перепредметить» - то есть увидеть многое иначе, по-новому. (Описана она, например, в моей книге в истории про Тапочкина, который обнаружил, что понятие «отец», оказывается, в нашей реальной жизни весьма растяжимо).
Достоинство может иметь только человек, практикующий совесть. Тогда он имеет корни и критерии оценки не во внешней оценке, а в собственном безошибочном чувствовании, что для него (то есть «с его стороны») хорошо и что плохо.
Гурджиев утверждает очень сильную вещь - что семя совести вложено в каждого человека (психически нормального, конечно, - не имбецила). А дальше люди в этом отношении различаются тем, насколько они совесть практикуют и насколько ее выращивают и развивают."
автор Михаил Папуш
смысл,
победитель,
осознание,
подлинность