May 11, 2011 06:43
" Моя жизнь - история самореализации и самопонимания бессознательного"
Карл Густав Юнг
Здесь приведен пример из практики юнгианского анализа снов из работы современного аналитика.
"Алекс, двадцати девяти лет, многократно переходил с одной работы на другую в течение последних нескольких лет. При разговоре о его работах всегда оказывалось что-то не в порядке с нанимателем или "условиями". Его цель, по-видимому, состояла в том, чтобы получать как можно больше денег и тратить как можно меньше усилий. В сексуальной жизни он, как правило, любил охотиться за хорошенькими девочками в барах, которых можно быстро уложить в постель. Он пришел анализироваться с утверждением, что жизнь пуста и бессмысленна, что ему скучно и что он боится вступать в брак, потому что никогда не мог надолго остаться с женщиной, с которой начинает. Он пришел ко мне за помощью, говоря: "Я надеюсь, что вы чем-то сможете мне помочь".
Я не приняла Алекса безоговорочно после начальной встречи. Я сказала ему, что мы сделаем трехмесячную попытку, чтобы посмотреть, может ли он соблюдать требования, необходимые для аналитических отношений. Через неделю он пришел со следующим сном: "Я валяю дурака с болтом длиной в три дюйма и около четверти дюйма в диаметре. У меня есть гайка, но я как-то не могу надеть ее на болт, и прошу вас помочь. Вы кладете свои руки на мои и показываете мне, как терпеливым и внимательным движениями я могу точно надеть гайку на болт".
Символика гайки и болта была "очевидна" для Алекса. Он был уверен, что корень его трудностей - в неспособности ладить с женщинами; началось это, по-видимому, с ранних проблем с матерью, как он сказал. Вот почему на самом деле он решил пойти к аналитику-женщине. Он полагал, что если ему удастся как-то переиграть свою раннюю историю с аналитиком, который заменит мать, он сможет добраться до дна своей неспособности найти устойчивую сексуальную удовлетворенность. Он сосредоточил на мне свои надежды; я была единственной, кто мог ему помочь. Он рассматривал свой сон, как выражение "бессознательного" желания того, что моя помощь, когда я кладу свои руки на его руки, разрешит его проблемы.
Я поняла, что Алекс собирается сделать. Он хотел управлять процессом, привести его к событиям детства, и мы могли бы провести много занятий, рассматривая его раннюю историю со всеми его детским фрустрациями. Я подозревала, что когда это не даст быстрых результатов, он мог последовать своему характерному поведению, сказав: "Я попробовал анализ, но это не помогло. Я знаю, почему я не могу ладить с женщинами, но это не помогает мне в том, что бы что-то изменить". Алекс был похож на столь многих, кто ищет в психотерапии средства освободить себя от ответственности за неумение войти в соприкосновение с собственной реальностью и поладить с ней. Предполагается, что сидение с аналитиком создаст чудеса. Вы приходите и рассказываете о себе, вы открываете свои секреты, вы оплачиваете счета и ждете, что что-то произойдет. Изменения нет или почти нет, и, видит Бог, вы попробовали, так что это должна быть вина аналитика.
Я следовала практике, описанной Юнгом: смотреть на контекст самого сна, а не уходить назад во времени и пытаться искать предполагаемые "причины" трудностей Алекса. Это основано на принципе, что сон в действительности означает то, что он говорит. Бессознательное представляет точку зрения, которая расширяет, дополняет или компенсирует точку зрения сознания. Посредством сна оно добавляет недостающие элементы, которых не знает сознание, таким образом осуществляя свою функцию стремления к целостности.
Чтобы обнаружить недостающие с сознательной точки зрения, полезно развить ассоциации к специфическим элементам самого сна. Это означает - расширить ассоциации, привнося в них аналогичный материал из мифов или фантазии, который обладает возможностью прояснять символику сна. Даже в коротком сне Алекса было много подобных элементов. Прежде всего я была заинтересована в тех ассоциациях, которые он привнесет к материалу сна.
Я спросила его, что, по его мнению, означает "валять дурака". Он предположил, что это означает играть с чем-то, не принимать всерьез. Я спросила, считает ли он "валяние дурака" целенаправленной деятельностью. Нет, он считал, что это пустое и бесцельное занятие. Мы рассмотрели еще несколько значений. "Валяние дурака" - шалить, шутить, обращаться с чем-то беззаботно, небрежно или невежественно. Это может также означать - обмануть кого-то, использовать кого-то. По мере прояснения этих значений я могла видеть, что Алексу становиться явно неуютно, поскольку он начал понимать роль, которую он играет во сне.
Следующими элементами материала сна были гайка и болт. Алекс был уверен, что болт - это пенис, а гайка - влагалище. И очевидно, что корень его проблемы был в том, что он не мог соединить их правильно. Но так ли это?
Я попросила Алекса постараться освободиться от стереотипной интерпретации и посмотреть, что же такое вообще "болт". Он знал, конечно, что "болт" - это небольшая металлическая палочка, употребляемая для того, чтобы соединить что-то обычно при помощи гайки.
Я спросила: "Это все, что вы думаете в связи с болтом?"
Он немного подумал, затем назвал "удар грома" (перев с англ. Bolt)
"Что значит для вас этот образ?" - спросила я его.
"Большую силу, что-то, чем я не могу управлять, что совершенно вне моего контроля. Вся энергия вовлечена в это."
"Что еще?"
"Можно запереть дверь. Засов (тоже перевод Bolt) - это то, что запирает, держит дверь закрытой, не пускает чужих".
Мы перешли к ассоциациям, которые Алекс мог связать с "гайкой" ("nut" - также "орех", ядрышко и многое другое). В сне Алекса это была гайка с внутренней резьбой, которую можно было надеть на болт.
Я спросила, в чем предназначение гайки.
"Связывать что-то с чем-то другим или удерживать связь".
"Значит для вас слово "nut" что-нибудь еще?"
Тут Алекс привел множество ассоциаций: "Это своего рода плод или зерно ("орех"), или это ядрышко плода. Кроме того, это что-то трудное; про трудную проблему говорят, что это "крепкий орешек". Или в бизнесе "орешек" - это то, что нужно сделать, прежде чем появиться доход".
"Что еще?" - спросила я.
"Ну, еще так называют яички. Это уже соответствует сексуальной теории".
"Может быть и так, - ответила я, - но заметьте, что "nut" как яички имеет нечто общее с орехами как семенами: и то и другое несет потенциальность для прорастания чего-то нового. Как раз это и имеет отношение к сексу."
Было ясно, что об этом он совершенно не думал; так он и сказал. Я удивилась вслух, почему это не пришло ему в голову, и он сразу понял, что его представления о сексе имели мало отношения к воспроизведению рода; секс в действительности значил для него не более чем сиюминутное удовольствие. Мало-помалу сон начал давать ключи к источникам трудностей Алекса. Эти источники были не в прошлом, они были здесь, каждое утро порождая проблемы, которые ему предстояло пережить до наступления вечера.
Я не позволила ему бросить след, уйдя в свободные ассоциации. Поскольку сон - это автопортрет бессознательного в данный момент, я полагаю, что лучший способ понять его - сосредоточить на нем все внимание, устанавливая контекст…
Следующая часть сна Алекса состояла из слов "вы показываете мне, как…". Это показывало его типичный способ действования. Он всегда ждал, что кто-то другой совершит чудо. Аналитик не должен был составить исключения. Все будет в порядке, если только аналитик возьмет его в свои руки и покажет ему, как сделать то, что должно быть сделано. Алекс как всегда приготовился играть пассивную роль.
Сон показывал, что путь к разрешению проблемы состоит в "терпеливых и внимательных движениях рук". Ему нужно было научиться подходить к делу иначе, чем он пытался решать свои проблемы в прошлом. Старый способ был - "валять дурака", а представлявшаяся альтернатива - "терпеливыми и внимательными движениями".
К.Г.Юнг,
бессознательное.