Когда Стивен Джонсон начинает описывать своё исследование симбиотического характера, он называет обладателя такого характера " Присвоенный ребёнок". Что это означает? Это означает, что в раннем детстве родители не только не помогали ребёнку формировать свою подлинную идентичность, но и разнообразными способами блокировали становление подлинного self. Тем самым, родители всячески способствовали тому, чтобы ребёнок 1. присваивал себе чужое self, 2. формировал в себе потребность быть в зависимости от Другого: сначала от собственных родителей, затем , во взрослой жизни, от других людей, которые будут служить родительской фигурой такому человеку.
Но все мы теперь повзрослели. И даже если сохраняем психологическую " невзрослость", детскость, инфантилизм, то биологически мы определённо взрослые люди)))) * думаю маленьких детей нет среди читателей моего журнала:) *
И поэтому адекватным поведению взрослого, будет сейчас не спихивание ответственности на родителей и замирание в ступоре своих психологических проблем, а взятие на себя личной ответственности за свою жизнь, и понимание того, какие существуют пути решения проблемы.
Первый шаг - это принятие решения о начале психотерапии с квалифицированным специалистом, на мой взгляд.
Итак, на чём выстраивается терапия симбиотической личности? Каким образом симбиотическая личность в психотерапевтическом пространстве наращивает своё подлинное SELF, расскрывает свою индивидуальность и укрепляет её?
Джонсон выделят три направлния работы с симбиотической личностью, каждому из которых соответствуют конкретные терапевтические задачи:
1. эмоциональные задачи,
2. когнитивные задачи,
3.поведенческие задачи.
Сейчас я хочу подробнее рассмотреть первое направление этой модели исцеления.
1. Добиваясь решения эмоциональных задач в психотерапии с симбиотической личностью, аналитик прежде всего обращает внимание на вытесненные, подавленные чувства агрессии, а возможно и враждебности, такой личности. И делает всё возможное, чтобы добиться свободной эксперссии личности . Хотя бы в пространстве психотерапии.
"Центральная терапевтическая задача для случая симбиотического характера состоит в поощрении свободной экспрессии личности, особенно экспрессии тех чувств, которые были заторможены и подвергнуты сомнению. Чаще всего это будет заключаться в выражении асертивности, агрессии и враждебности, хотя часто появляются и более приязненные чувства. Чтобы добиться такого эффекта, терапия всех такого рода личностей, должна быть направлена на редукцию их чувства долга по отношению к другим людям, их обобщенного чувства вины по поводу аутоэкспрессии, и особенно их боязни ранить других своей экспрессией или успехом, который был достигнут за их счет. "
2.Затем, одним из элементов, психотерапии симбиотического характера будет преодоление эмоциональных состояний, которые происходят от идентификации с эмоциональным состоянием Другого.* чаще всего с эмоциональным состоянием родителей*. То есть, иными словами, психотерапевту необходимо помочь симбиотической личности избавиться от " заимствованных чувств" Других, и открыть, распознать, ощутить свои личные ощущения, переживания, чувства.
"Среди лиц этой категории * симбиотических личностей* нередко можно встретить таких, для которых жизнь - есть угнетающее существование, полное несправедливости, неприязни, жестокости. Такое их восприятие - не есть следствие их непосредственного опыта, а следствие влияния их семьи, самых близких, и даже более далеких родственников. Такие «заимствованные чувства» необходимо осознать, понять их природу и вернуть их первоначальным владельцам. Часто семья поощряла пациента к такой болезненной идентификации и индоктринирова-ла его идеей, что нужно переживать те же чувства, что и другие, особенно близкие люди. Когда же все эти негативные чувства и понятия будут заложены, личность должна будет пройти через страх от собственной деструктивности, от покинутости и страх мести, который она может пережить Пациенту можно помочь понять, что его опасения - это следствие более ранних процессов обусловливания, познавательной ошибки, типичной для маленького ребенка и, наконец, - аккумуляции его собственной агрессии и враждебности "
3.Другое положение, повсеместно присутствующее в терапии, касается конфликта между близостью и дистанцией, Так как симбиотическая личность.. практически не осознаёт и не ощущает свои и чужие границы.
"Терапевт часто вынужден будет выдавать разрешение клиенту на выражение его естественных импульсов и сделать их естественными - в особенности это относится к тем из них, которые связаны с потребностью в сохранении дистанции. Он также может помочь Симбиотической личности разобраться в похожих импульсах других людей - у тех, которые вызывают у нее страх остаться одной. Общей задачей терапии симбиотического характера будет надлежащая регуляция границ self - другой. Особенно это важно в тех случаях, когда клиент будет развивать свою способность переживать близость. Ведь тогда будет появляться интенсивный страх перед растворением, потерей себя в потребностях и индивидуальности другого человека. Личный рост Симбиотической личности будет сопровождаться феноменом утраты, будет связан с утратой компенсаторного характера предыдущего self, с осознанием исторического факта утраты истинного self и, нередко, с утратой каких-то значимых лиц, которые были- также, как и родители - тягостью для клиента. Следует добавить, что если он еще не пережил до конца скорби по поводу утраты любимых людей, то необходимо будет проработать и это эмпатическое чувство сожаления."
4.И наконец, симбиотической личности очень важно разрешить себе подлинные удовольствия жизни для себя, взамен их суррогатов.
"В особенности она должна развить у себя способность к переживанию чувства радости и чувства гордости за свою аутоэкспрессию и ее результаты. Возможно ей потребуется уяснить себе, что нормально не только быть сильным, но и радоваться этому. Приключения, удовлетворение и успехи - это, отчасти, ее врожденные права и ее предназначение состоит в том, чтобы наслаждаться ими. Подводя итог, симбиотический характер должен усвоить, что нормально не только быть собой, но и быть другим; также нормально испытывать гордость за себя, а также испытывать удовлетворенность, даже если другие никогда не будут чувствовать себя удовлетворенными, за что он не несет никакой ответственности."
Такие дела.