Самость

Feb 01, 2011 10:03

Архетипический образ, несущий в себе огромный потенциальные возможности человека и единство личности, представляющей собою целостную структуру. Самость в качестве объединяющего принципа человеческой психики обладает наибольшим влиянием на психическую жизнь, а этим и на судьбу индивидуума.


От Юнга можно было услышать, что психическая жизнь инициируется Самостью, а цель жизни - реализация планов Самости. Юнг не раз говорил о том, что Самость является эмпирической концепцией, а вовсе не философской или теологической идеей. И тем не менее схожесть взглядов Юнга с религиозными подходами делает необходимым прояснение идей Юнга. Невозможно понять концепцию Самости упуская её сходство с образом Бога. Аналитическая психология противостоит в этом вопросе не только тем, кто усматривает в создании концепции Самости признание Юнгом религиозной природы человека, но и врачам, учёным и догматикам церкви, рассматривающими психологический подход Юнга за совершенно неприемлемый

«Самость является не только центральной точкой, но и тем пространством, которое включает в себя сознание и бессознательное. Она является центром всей психической тотальности, подобно тому, как Я - центром сознания» (GW 12, § 44). В жизни Самость выдвигает требования о её признании, интеграции и реализации закодированных в ней планов. Только не следует надеяться на то, что ограниченный объём человеческого сознания сможет принять в себя больше крошечной частички из огромной тотальности Самости. Потому никогда и не завершаются взаимоотношения Я с Самостью. Этот процесс включает в себя опасность инфляции, если Я не будет с одной стороны отличаться достаточно большой гибкостью, а с другой стороны - твёрдо ставить индивидуальные и сознательные (в противоположность архетипическим и бессознательным) границы. Продолжающаяся в течении всей жизни интеракция между Я и Самостью (а это означает не прекращающиеся взаимоотношения Я-Самость) находит для себя выражение в своеобразии человеческой жизни, и прежде всего в индивидуации.

Чтобы не возникало впечатления об абсолютной доброкачественности Самости Юнг сравнивал Самость с демоном, с властью, которая управляет и не имеет совести; а решение этических проблем выпадает на долю человека. Юнг предостерегал о том, что при вторжении Самости необходимо как можно больше знать о её желаниях и действиях, проявляющихся например в форме сновидений. Тогда не окажешься ни в полной власти архетипа, ни предашься своим собственным капризам.

В соответствии с взглядами Юнга Самость можно определить как архетипическое стремление координировать и посредничать между напряжённостью противоположных тенденций в душе человека. Самость сталкивает нас с полярностью Добра и Зла, человеческого и божественного. Подобного рода интеракция требует от человека максимальной свободы, чтобы в полной мере учитывать кажущиеся противоречия требований жизни. Единственный и конечный критерий удавшейся интеракции является нахождение смысла.

Символы Самости часто обладают нуминозными качествами и ощущением принудительности, наделяющих эти символы трансцендентным приоритетом в психической жизни. Они носят в себе авторитет лика Бога. В психических проявлениях Самости можно обнаружить намерения и целенаправленность.

M. Fordham (The Self and Autism. L., 1976) связал теории Юнга о Самости с возрастной психологией. Первичная или первоначальная Самость существует с самого начала жизни. Такая Самость содержит весь врождённый, архетипический потенциал, который может проявляться посредством человека. При наличии подходящего окружения эти потенциалы начинают специфически формироваться из первоначального бессознательного интегрированного состояния посредством процесса дезинтеграции, и последующего поиска соответствий во внешнем мире. Возникающие таким образом «спаривания» активного архетипического потенциала младенца с откликающимися ответами матери реинтегрируются и становятся интернализированным объектом.

Большое возбуждение, появляющееся у младенца в результате дезинтеграции, всегда сопровождается большими паузами реинтегрирующего сна. Постепенно из Я-фрагментов, имеющихся в деинтегрирующихся частях, образуется сфера Я. Первичной Самости приписана своя собственная структура защиты, которая чаще всего активируется в ситуациях, когда ребёнок переживает неудовлетворённость в отношениях с окружением. Защитные мероприятия помогают ребёнку справиться не только с ощущениями быть преследуемым или подвергнутым нападению, но и преодолеть страх перед своим собственным аффективным взрывом; а возникает последний в результате неконтролируемого роста ярости, степень которого в точности соответствует несбывшимся ожиданиям. Таким образом, ребёнок любое лишение воспринимает как нападение.

Как и механизмы защиты Я, механизмы защиты Самости не несут в себе ничего патологического. Но если они продолжают действовать чрезмерно долго или сверхдетерминированы, то формируется тяга к омнипотентности, приводящей к ощущению своей грандиозности и к ригидности, то есть в конечном итоге к нарцизному расстройству личности. Но возможно и появление аутизма. В обоих случаях индивидуум отрезан от переживаний удовлетворяющего опыта взаимоотношений, так как одно только присутствие другого человека переживается как угроза.

Ещё одно применение для гипотез Юнга о формировании Самости нашёл Е. Neumann (Das Kind. Struktur und Dynamik der werdenden Persoenlichkeit [Ребёнок. Структура и динамика формирующейся личности], 1985). В результате бессознательной проекции мать приобретает образ Самости рождённого ею бэби, а возможно даже фигурирует «в качестве» Самости бэби. Так как младенец не способен воспринять характеристики взрослой Самости, то матери приходится отражать Самость своего ребёнка, существуя в качестве его «зеркала». Первый осознанный опыт у младенца появляется посредством заимствований из восприятий матери и интеракции с нею. Достаточно лишь немного расширить гипотезу Нойманна о формировании Самости, чтобы сравнивать постепенное отделение младенца от матери с формированием сферы Я из Самости. Образ, который бэби создаёт под воздействием взаимоотношений с матерью, формирует основу позднейших установок к Самости и к бессознательному.

Конечно, нельзя не заметить, что аналитические психологи имеют разные теоретические представления о концепции Самости. Некоторые психологи определяют Самость как первоначальное состояние интеграции организма. Другие - как образ верховного объединяющего принципа. Но обе группы психологов опираются на идею Юнга о том, что индивидуальная личность формируется на основе архетипического потенциала, содержащегося в Самости. Работа Нойманна представляет собой образцовый подход, а работы Fordham - снабжают нас моделью.

(Феноменологии Самости посвящён том GW 9/2).
Previous post Next post
Up
[]