Берегите друг друга...

May 05, 2017 22:45

"Либидо принято делить на нарциссическое (направленное на себя) и на объектное (направленное на объекты, которые становятся любимыми за счет наших либидинальных инвестиций: чем больше мы инвестируем в определенный объект, тем важнее и любимее он становится для нас). Либидо -- это влечение к жизни, его потеря лишает нас сил и причиняет страдания.
Обычно потеря нарциссического либидо приводит к физическим, соматическим страданиям. Потеря объектного либидо вызывает тяжелые душевные страдания. Следует отметить, что не бывает чисто нарциссических или чисто объектных потерь, всякая объектная потеря одновременно является нарциссической и наоборот.
После неожиданной и молниеносной смерти любимой дочери Софи в 1920 г Фройд сказал Ференци: "Смерть ребенка -- это ужасная пощечина судьбы, тяжелый нарциссический удар. То, что принято называть горем приходит лишь позже".
После смерти друга и пациента фон Фронда у Фройда также прослеживается больше нарциссическая потеря, чем объектная. Он уязвлён, начинает сомневаться в эффективности психоаналитического метода, который он применял, обвиняет себя в ухудшении состояния друга и в его смерти. Правда, поскольку Фройд был гением, он быстро пришел к выводу о том, что лечить аналитическим методом друзей, родных, знакомых невозможно и поэтому не должно. Становится понятным почему самые серьезные дебаты, появившиеся на ближайшем Конгрессе 1922 года развернулись именно вокруг техники аналитической работы.
Рассматривая случай Матильды (П. Марти) также можно обнаружить начало заболевания пациентки не после объектной потери, а после нарциссического удара. Брат пациентки попал в тюрьму, но страдания М были связаны не с разлукой (не с объектной потерей) с ним, а с тем, что она оказалась плохой воспитательницей для своего брата. Позор, который она пережила при допросе лишь усилил ее нарциссические страдания.
Соматизации (Фройд заболел после смерти друга, которого он не смог излечить, Матильда -- обнаружив собственную несостоятельность в качестве воспитательницы) чаще всего связаны не с объектными потерями, а с нарциссическими. Соматизации чаще появляются вследствие потери не объектного, а нарциссического либидо. Более того, объектное либидо также страдает при нарциссических травмах, так как оно вынуждено прийти на помощь, приостанавливая истечение нарциссического либидо ("затыкая" собой брешь) и возмещая уже утраченное нарциссическое либидо. Всякий раз, когда человек переживает нарциссический удар он ослабляет объектные отношения, он изымает часть объектного любидо. Это вынужденная мера и она направлена на сохранение либидо, влечения к жизни.
В целом объектное либидо защищает нас от соматизаций, чем больше у нас друзей, родных, любимых, близких людей и чем инвестированнее отношения с ними, тем реже мы болеем. При нарциссической ране тут же на помощь приходит объектное либидо.
Объектные отношения (с людьми) напитывают нас либидинально, но за такие [объектные] потери приходится платить душевной болью. Казалось бы, выгоднее вкладывать в себя, но за нарциссические потери мы тоже расплачиваемся -- соматизациями, по тяжести не уступающим душевным страданиям при потери близких людей.
Важным моментом, как для соматизаций, так и для жизни в целом является состояние влечений. Пока влечение к жизни удерживает влечения к жизни в связанном состоянии мы можем работать, любить, жить. Как только качество связывания влечений ухудшается, мы теряем трудоспособность и возможность жить полноценной жизнью.
Потеря, как объектная (любимый человек разлюбил, бросил, умер), так и нарциссическая (плохой отзыв, отказ, отвержение, оскорбление) всегда приводит к развязыванию влечений или к ослаблению связи между ними. Любая травма в своей вирулентности действует как ослабляющий связи фактор. Это проявляется в том числе поворотом агрессии на себя, на Я-тело. В итоге потеря, горе орудует в недрах тела. Неистово, поскольку потерянный объект стремится вновь проникнуть в тело, чтобы снова разбередить старую рану."

Лекция "Психоанализ психосматики"
Институт Психологии и Психонализа на Чистых Прудах.
Москва.

психоанализ, Психосоматика

Previous post Next post
Up