О дефиците способности рассуждать о переживании.

Jul 26, 2015 15:43

Уровень психического развития человека, помимо прочего, можно определить и по степени развитости его способности символизировать свои внутренние переживания. Эта способность человека означает его способность символически представлять и описывать свои психические состояния. Способность к символизации позволяет человеку конструировать и структурировать свой внутренний мир.
Если же у человека недостаточна способность символически описывать свои психические состояния, то он предрасположен импульсивно их отреагировать, не понимая и не осознавая своих чувств. Вот один из таких примеров ( из статьи "Во мне что то происходит...."):" Клиентка начинает сессию с безостановочной жалобы ( в которой иногда терапевту нет возможности слово вставить по моему опыту)
«Я только что убралась, провела за уборкой весь день, пока все убрала, устала, пока все убрала, а он пришел и тут же все раскидал, и никакой уборки как не бывало, ну просто все раскидал, ничего не кладет на место, убирайся - не убирайся, все едино, а я целый день убиралась. И тогда я ему сказала, что я ему тут не нанималась целый день убираться, чтобы он раскидывал» и т.д. Эта речь занимала первые минут 10 или 15 сеанса, иногда эта «истерика злости» растягивалась почти на весь сеанс. В своем состоянии клиентка была практически недоступна для каких-либо интервенций: шквал гневных жалоб был плотным, как стена, так что все мои реплики разбивались об него. Неважно, что говорила терапевт, в ответ следовало повторение всей истории с самого начала почти слово в слово, с незначительными вариациями. " (с)
Что делает данная клиентка? Она моторно отреагирует своё переживание, совершенно не в состоянии остановиться, назвать его, символически описать его.
Это оперантная пациентка.
Какова здесь первейшая терапевтическая задача?
Постепенно расширять психическое пространство, занятое негативным аффектом, таким образом, чтобы появилась возможность про этот аффект размышлять. Способность делать паузы в обвинительной речи и размышлять.
Previous post Next post
Up